Белая Елена Петровна (1952). Москва

Рассказчица проживает в Тёплом Стане с 1972 года. До этого жила в Филях – там был обустроенный район, а Тёплый Стан был концом Москвы. Рассказчица училась в нынешнем ГУУ (ранее – Инженерно-Экономический институт, Московский Институт Управления, Академия) на факультете Экономической Кибернетики. Мать рассказчицы с детства в Москве, отец поселился в послевоенные годы (00:00:00-00:04:21)

[Кратко рассказать о себе, просто представиться, рассказать, как вы попали в этот район, в каком году.]

В смысле, назвать себя ещё надо? Я Белая Елена Петровна, переехала в Тёплый стан в 1972 году, в декабре где-то [19]72 года. До этого я жила на Филях, метро «Филёвский парк». Ну это такой был, уже обустроенный район. И, когда я приехала сюда, здесь, так сказать, кроме домов, не было практически никакой инфраструктуры. Это был конец Москвы, и рядом находилась Кольцевая дорога [прим. – МКАД], ну находится Кольцевая дорога. И первые впечатления, когда смотрели квартиру, были очень-очень грустные, потому что не хотелось уезжать из обжито\го района, где мне до метро было десять минут ходьбы, сюда, на край Москвы.

[А метро в какие годы появилось?]

Ой, я сейчас точно не скажу, но, во всяком случае, несколько лет ближайшее метро было «Калужская». До неё, до этого метро, надо было ехать ну чуть ли не полчаса.

[На автобусе?]

Да, и автобусы были всегда переполнены, потому что люди ехали из загорода, это ходили загородные автобусы. И к пассажирам, которые садились в Москве, было не очень доброжелательное отношение, потому что мы платили либо проездной, либо пять копеек.

[А они больше платили?]

Ну, они из загорода ехали, конечно, больше. И кондукторы были, так сказать, недовольны, и не всегда останавливались эти автобусы.

[То есть несколько лет было сложно добраться?]

Да, было сложно добраться. Я в это время училась в институте и, конечно, очень дорога много времени занимала.

[А вы куда ездили, в какой институт?]

Я ездила…метро…сейчас это метро называется «Выхино».

[А, там университет управления.]

Да, да. Я закончила университет управления.

[Он раньше академией назывался.]

Ой, он и раньше вообще… он раньше очень много названий [сменил], он назывался сначала, когда я поступала, он назывался инженерно-экономический институт, а когда я училась, он уже стал Московский институт управления [прим. – нынешний ГУУ], а потом академией. И разные другие модификации…

[Ага. А я, кстати, тоже ГУУ закончила, тоже ГУУ заканчивала, тоже этот университет.]

Подождите, а вы же в РГГУ?

[Ну, это магистратура.]

А, магистратура… А там какой [факультет] вы закончили?

[Ма\ркетинг.]

А, ма\ркетинг. Тогда такого не было.

[Ну да.]

Я заканчивала экономическую кибернетику.

[О, это интересно, интересно. А можете рассказать, когда ваши родители попали в Москву или как оказалась семья в Москве?]

[Задумалась.] Мои родители? Ну, мама у меня с детства в Москве, а папа, он после войны в Москве.

[Получается, до скольких лет вы жили на Филях?]

Я жила… я переехала в Тёплый стан, когда мне исполнилось, уже точно должно было исполниться двадцать лет.

[Такое время института, получается.]

Ну да, мне было неудобно очень ездить.

На 1972 г. уже были девятиэтажки и двенадцатиэтажные дома. На другой стороне Профсоюзной улицы были жилые деревянные дома. Жители района: переезжали туда те, кому выделили квартиры, приезжих было немного. Сейчас приезжих много, квартиры сдают, соседи меняются (00:04:21-00:06:29)

[А можете сказать, где заканчивался Тёплый стан в то время? То есть его границы не изменились сейчас или он разросся, район?]

Нет, ну он разросся за счёт домов, а границы, я думаю, такие же и были.

[И вообще, как район застраивался? То есть вы помните этот процесс, какие были дома, были ли там старые дома сначала?]

Ну, когда мы переехали вот в этот дом, девятиэтажные дома все уже были, вот. Ну тут вот какая-то точечная застройка тоже была, двенадцатиэтажные были уже, по-моему, позже построены. И я застала на другой стороне Профсоюзной улицы деревянные, несколько было таких деревянных домов.

[И там жили люди или они были заброшены уже?]

По-моему, ещё жили, да.

[А кто переезжал в Тёплый стан? Это в основном люди по какому-то распределению оказывались или от предприятий, ещё чего-то? Вот ваши ощущения просто.]

Ну, наверное, да, в то время давали же квартиры, то есть не покупали, а выделялись [квартиры].

[А приезжих много было?]

Я не думаю.

[А сейчас?]

А сейчас очень много приезжих, в нашем доме много квартир сдают, и как бы я… Очень много людей даже вот в подъезде я просто не знаю, они без конца меняются.

[А раньше знали, то есть как только вы приехали?]

Ну раньше – да, знали. Москвичи. А сейчас разные, разные люди.

[А общались с соседями?]

Да, с соседкой, да, на протяжении… всё время общались.

[Может, там какие-то мероприятия, на праздники вместе ходили?]

Нет, нет, ну общались.

Мигранты на рынке (00:06:29-00:07:17)

[Просто общались? А вот есть ли какие-то части Тёплого стана, где в основном живут мигранты, или нет таких?]

[Думает.] Ну, вообще, Тёплый стан – тут же находится рынок такой, так сказать, выходцев из южных республик Советского союза…

[А кто там в основном?]

Киргизы, казахи, я уж не знаю, кто ещё, трудно их различить. Не славяне.

[Ну а есть места в районе, которые вам кажутся неприятными, опасными, куда не надо ходить?]

Да нет, нет.

Магазины и продукты: «Пятерочка», «Вкусвилл» и рынок. «Березки» были только в центре (00:07:17-00:08:31)

[А на рынок вы ходили или ходите?]

Ну конечно.

[А где продукты покупаете?]

Ну, у меня рядом с домом «Пятёрочка», и самое необходимое я здесь покупаю. А подальше есть «Вкусвилл», я люблю туда ходить. И рынок. Овощи я стараюсь на рынке покупать.

[А вот в советское время, когда только переехали?]

В советское время магазин был, и потом, да, вскорости рынок тоже появился: там какие-то палатки. Ну, в общем, это всё на протяжении всего времени менялось – и границы рынка. Нет, а рынок всегда был.

[А какие-то магазины с редкими товарами, типа «Берёзки», ещё чего-то, они были?]

Ну «Берёзки», они в центре бывают, были. На окраине ничего такого не было.

За МКАД на месте гипермаркетов «ИКЕА», «Стокманн» и «Ашан» был лес. Зона отдыха «Тропарёво» и Тропарёвский парк. Ездили за город на Десну, сейчас – Новая Москва. Церкви за кольцом и у прудов на Тёплом Стане. Усадьба «Узкое»: территория была закрыта, санаторий Академии Наук (00:08:31-00:11:20)

 [А вот куда вы ходили гулять?]

Ну, у меня два… Во-первых, ходили гулять за Кольцевую дорогу, сейчас на этом месте «ИКЕА», «Стокманн», «Ашан». Там гуляли, там катались на лыжах, вот, а сейчас там всё застроено. Зона отдыха Тропарёво.

[А там вот, на месте «ИКЕА», там пустырь был или парк?]

Там был лес, там был лес.

[И дети туда ходили с горок кататься или на лыжах?]

Ну ходили, там, летом грибы собирать, зимой – на лыжах катались. Вот такая… Но это ко мне ближе, чем Тропарёвский парк, просто. Этот лес начинался сразу же за Кольцевой дорогой.

[Я поняла. А вот были ли места, куда вы купаться ходили?]

Ну вот в зоне отдыха Тропарёво, там вот пруд был. А так можно было поехать на [реку] Десну, это вот за город. Сейчас там Новая Москва, там была Десна.

[А, получается, в Тропарёво – там, где церковь, да, или какое-то другое?]

Где церковь?

[Ну там церковь.]

Ну церковь за кольцом есть, и тут тоже пруды, вот здесь есть церковь. А в Тропарёво, там нет церкви.

[А вот усадьба «Узкое»?]

Усадьба «Узкое», там как бы территория была закрытая, поэтому там… Туда не ходили, короче.

[Туда именно нельзя было попасть?]

Ну да, ну на территорию самого санатория «Узкого».

[То есть там просто забор. И те, кто приезжал отдыхать, отдыхающие, да, приезжали?]

Ну да, да.

[А истории какие-нибудь не рассказывали про эту усадьбу?]

Ну, я не помню, честно говоря. Там санаторий Академии наук находится.

[А спортом где занимались? Были ли места – катки заливали или площадки какие-то?]

Ну во дворе катки заливали.

Школы: общеобразовательная у дома, подальше французская гимназия и потом гимназия, в которой много кружков и обучают двум языкам. Гулять дочь отпускали в ближайших дворах (00:11:20-00:13:38)

[Ну а школы? Вы вот уже после школы приехали, понятно, а дети в какую школу ходили?]

Рядом, ближайшая ко мне, была школа 800… не помню. Ну, моя дочь ходила в гимназию, поэтому это подальше. Это как бы третья школа от меня. Вот эта общеобразовательная, потом была французская школа, ну она и есть, и потом гимназия, куда ходила моя дочь.

[А почему вы выбрали гимназию? То есть там намного лучше было?]

Не знаю, в то время в этой гимназии, во-первых, было два языка. И там было очень много всяких кружков.

[То есть просто больше занятий и всего прочего?]

Ну да, да.

[А вот не говорили, что какая-то школа, там, для детей из богатых семей, какая-то – для попроще? Или в какой-то школе контингент получше, похуже?]

Ну вот в ближайшей – это как бы считалось, что попроще школа.

[А вот куда вы отпускали дочь гулять? Было такое, что, не знаю, говорили: «Вот досюда ходи, а дальше нельзя»?]

Ну как вот, где-то ближе, в ближайших дворах гуляла.

[То есть дети просто дворами гуляли?]

Да.

[А вот, ну было такое, что чем-то детей пугали?]

Да нет.

[Не знаю, про Мосгаз уже не говорили?]

Нет, Мосгаз – это раньше было.

[Не знаю, просто мы сталкивались с тем, что про Мосгаз некоторые говорили даже позже, прям совсем-совсем поздно пугали: дверь не открывай!]

А, ну двери вообще не надо открывать, если никого не ждёшь.

Салюты можно смотреть в Лужниках. Гулять ездили в центр: Бульварное кольцо, Садовое кольцо и немного дальше. Настоящие москвичи (00:13:38-00:16:20)

[А куда ходили на праздники? Например, если салюты какие-то были, ещё что-то?]

Ну, во-первых, сначала здесь было хорошо видно салют, вот на пересечении улицы Тёплый стан с Профсоюзной. Здесь можно было увидеть. Ну а сейчас плохо. Я никуда не езжу смотреть салют. Лужники! В Лужники.

[А вот куда раньше ездили по Москве? Если, например, гулять, ещё куда-то, в красивые места какие-то?]

Ну в центр, в центр. В центре всё, всё красиво, всё интересно. Бульварное кольцо, Садовое кольцо.

[А чем для вас ограничивается центр? То есть вот старая, настоящая Москва? Это где?]

Да, да, старая настоящая Москва. Вот как раз в пределах Садового кольца, ну, может быть, немножечко выходит за пределы Садового кольца.

[Кого можно, по-вашему, считать москвичом, вот прям настоящим москвичом?]

Ну, человека, который, можно сказать, достаточно прожил в Москве, который любит свой город и интересуется историей и культурой.

[То есть можно приехать и стать москвичом?]

Ну можно, можно. Но это непросто.

Районы Москвы. Капотня – грязный район, как и весь восток Москвы. Запад - хороший район. Тёплый Стан – очень много приезжих из южных республик. Много понаехавших в Новой Москве. В Тёплом Стане нет предприятий, только НИИ на Калужской и Беляево, приезжие работают в ТЦ. Район поделен на микрорайоны, так как он большой: выходит на Ленинской проспект. Ограничен район Профсоюзной ул., Ленинским проспектом, МКАД и ул. Островитянова (00:16:20-00:20:00)

[А вот если говорить о районах, вот сама Москва же сейчас расширяется… Вы вот эти новые территории считаете Москвой?]

Я помню эти территории как Подмосковье. Как Подмосковье. Десну, Ватутинки –это всё сейчас же Москва. И Коммунарка. Для меня это ещё Подмосковье. Но сейчас, когда там уже вот это всё настроили, я туда не езжу.

[То есть раньше, если ездили отдыхать, например…]

Да, можно было поехать туда отдохнуть в Коммунарку. Там как раз и река близко. В Ватутинках у моей знакомой, так сказать, ну, дача не дача, загородный дом. А теперь это Москва.

[Теперь территория Москвы уже.]

Да.

[А может, у вас есть какое-то представление о районах: вот этот район, там, грязный, вот этот – неприятный, вот этот зелёный.]

Ну, Капотня – это, конечно, самый экологически грязный район, и весь этот восток.

[Весь восток, да?]

Да.

[А на западе, на севере?]

Ну на западе – да, я же жила на западе, на Филях. Да, это хороший район.

[А есть вот там районы криминальные какие-то?]

Ну не знаю, не знаю.

[А сам вот Тёплый стан?]

[Задумалась.] Очень много здесь приезжих из южных республик, очень много. Особенно, ну все… многие живут в Новой Москве, очень много там понаехавших. [Улыбается.]

[А в Тёплый стан приезжают работать или жить? То есть вот люди сюда приезжают из других районов или Подмосковья или, наоборот, сюда перемещаются, чтобы было удобнее до работы добираться?]

Ну, в Тёплом стане особенно и предприятий-то нет, только научно- исследовательские институты – на Калужской, в Беляево. А те, кто приезжает, они работают в торговых центрах в основном.

[А вот как вообще устроен район? То есть он поделён на какие-то части, микрорайоны?]

Он поделён на микрорайоны и очень-очень большой, потому что он выходит ещё на Ленинский проспект.

[А может, можете вы всё-таки просто блоком нарисовать, чем он ограничен? Просто квадратик такой.]

Ой, нет.

[Хорошо. Может, можете сказать, какими улицами район, на ваш взгляд, ограничен?]

Профсоюзной [улицей], Ленинским проспектом и Кольцевой дорогой.

[То есть с трех сторон?]

Ну да. А так, наверное, [улицей] Островитянова.

[А там есть эстакада же, которая отделяет от торгового центра. Она делит как-то район? Есть ли «вот эта», и «та» сторона эстакады, там, где «Спектр»? ]

Ну это уже, наверное, даже не знаю. Может, это уже к Ясенево относится?

[А Ясенево, оно такое же, как Тёплый стан?]

Ну да, такое же, только чуть дальше.

[Ну, в принципе, по застройке, по всему?]

Ну застройка примерно такая же.

[А вот скажите, если вот говорить о каждом микрорайоне, вот сколько их? И в каждом ли есть всё, что надо? Или нужно, например, в библиотеку было ездить в другой микрорайон или ходить?]

Нет, нет, нет. Библиотека здесь, ну, достаточно близко. Вот. Ну в общем, всё, всё было. Близко, близко.

Достопримечательности района: в Тропарёво есть родник, над ним построена часовня, это символ Тёплого Стана (00:20:00-00:20:52)

[Вот какие-то приметные, примечательные места района? Может, какие-то родники, церкви?]

Ну да, есть родник, есть родник. В зоне отдыха Тропарёво над ним построена часовня. Это такое, да.

[А что за часовня?]

Кому посвящена? Я не могу сказать, но это как бы символ Тёплого стана.

[Вот эта часовня?]

Да.

[А есть ли какие-то памятники или какие-то небольшие скульптуры, ещё что-то есть?]

Нет.

Места встречи молодёжи. В студенческом возрасте дочь рассказчицы ездила в центр. Молодёжь – в ТЦ. В Филях был большой каток, стадион «Метеор» (00:20:52-00:22:47)

[А есть какие-то места, где собиралась вот в ваше время молодёжь? И сейчас где собирается?]  

Не могу сказать, не знаю.

[Ну, где ваша дочь встречалась, там, с друзьями. Было какое-то такое место или просто во дворе?]

Ну я не знаю, ну в таком вот студенческом возрасте где-то, наверное, в центре, поближе к университету они встречались.

[То есть не здесь?]

Не здесь.

[А где сейчас вообще молодёжь сидит? На улицах, во дворах? В торговых центрах?]

Ну скорее всего в торговых центрах.

[А вот в вашей юности оно по-другому было? Вот даже там, в Филях где-то…]

[Задумалась.] Где? Ну как-то где-то общались. Торговых центров не было, да.

[Ну да. Как оно? В парках, во дворах?]

На катке.

[А катки освещались как-то, там вот музыка, свет? Или просто был обычный каток?]

Здесь вот, в Тёплом стане? Конечно, освещались. Ну такие, дворовые, дворовые небольшие катки.

[А в Филях?]

А в Филях – там был большой каток. Как-то он назывался… стадион «Метеор». А сейчас как – не знаю, что там. Был большой каток.

Достопримечательности Москвы. Центр, Кремль, музеи. Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств. Воробьевы горы. Подвесная дорога (фуникулёр). Москва-река. Любимая станция метро – «Площадь Революции». «Новослободская» – самая красивая станция. «Киевская»: много туристов. Приметы: потереть нос собаке на «Площади Революции» (00:22:47-00:25:15)

[Если к вам приедет кто-то из другой страны, из другого города, что в Москве вы покажете?]

Ой, это специалист моя дочь. Она может много чего показать. [Смеется.]

[Ну, приехали к вам.]

Нет, ко мне из-за границы не приезжают.

[Ну просто так.]

Ну куда – в центр, в Кремль. Музеи. Третьяковскую галерею. Музей изобразительных искусств. По городу походить интересно.

[То есть по улочкам всяким?]

Ну да, ну да. Да, по старым улочкам. Съездить на Воробьёвы горы, съездить посмотреть. Прокатиться по подвесной дороге – из нового.

[А, вы уже катались?]

Я – нет, не каталась. Это из нового. Ну, прокатиться на теплоходике по Москве-реке.

[А вот в метро вы бы что-то показали, станцию какую-нибудь красивую?]

Да, вот одна из моих любимых – станция «Площадь Революции», но там всё время иностранцы как раз. Мне очень нравится. «Новослободская» – это вот я с детства её запомнила, что одна из самых красивых станций. И, наверное, «Киевская». Вот сейчас на «Киевской» я недавно была и там встречалась с приятельницей, там одна за другой экскурсии у китайцев. Просто вот они сменяют друг друга, и вот все туда. И фотографируются, там вот Ленин изображён.

[Ну там и мозаика такая. А какие-нибудь приметы про станции метро знаете? Там, про «Площадь революции»?]

Ну «Площадь Революции» – там это, потереть нос собаке на удачу. Ну там вроде бы изначально – чтобы экзамены сдать, а вообще это, чтобы привлечь какое-то везение.

[А вот станцию… ну, например, может, вы знаете названия какие-то нестандартные, ну, например, «Пушкинскую» называют «Пушка» часто. Может, вы ещё какие-то знаете?]

[Молчит.]

[Ну вот Калужскую – Калужской называете?]

Ну да.

В Тёплом Стане домов с названиями нет. На Тульской есть «дом-корабль». «Дома-книжки» на Арбате (00:25:15-00:26:38)

[А вот есть ли какие-то дома, может, просто в Москве или у вас в районе, которые называют как-то именно благодаря их форме, цвету, ещё чему-то, ну, например, из-за того, что дом длинный или большой, высокий, кривой какой-нибудь?]

Это в Тёплом стане?

[И в Тёплом стане, и в Москве.]

Ну в Тёплом стане никаких особо выдающихся зданий нет, вот.  А в центре разные названия бывают, есть… [Вспоминает.] Вот на Тульской, по-моему, корабль, «дом-корабль».

[Есть такой, да, да, да. Никакой дом у вас, в Тёплом стане, не называют, например, Китайской стеной?]

Не знаю. Такого не знаю.

[А «дома-книжки»?]

А «дома-книжки» – это, это на Новом Арбате.

[Ну, то есть знаете…]

Дворники – выходцы из южных республик, часто меняются, раньше – русские. Легенда о Салтычихе. Жила в Мосрентгене, там пруды сохранились до сих пор (00:26:38-00:28:04)

[А можете сказать, кто сейчас у вас в районе работает дворником? Поменялись ли эти люди, например, в национальности, ещё в чём-то?]

Ну это всё выходцы из южных республик.

[А когда вы приехали только, кто дворником работал?]

Ой, кто дворником [вздыхает]. Я помню, в подъезде убирала Татьяна, русский человек. Которая и жила здесь, в доме. А сейчас они меняются постоянно, я и не знаю, людей не знаю.

[А дворникам, не знаете, раньше давали квартиры?]

Ну, по-моему, да.

[А вот, ещё такой вопрос. Может быть, слышали легенду о том, что Салтычиха жила в Тёплом стане? И её призрак до сих пор ходит.]

То, что Салтычиха жила в Тёплом стане, она жила немножко южнее, вот. Мосрентген это называется. И там как раз эти пруды сохранились с тех пор. Но насчёт призрака – не знаю, не слышала.

Старые здания района. Застройка. Кинотеатр «Аврора» снесли, будет ТЦ. Большая часть зданий района 1960-е – 1970-е годы. Метро продолжили дальше. Образовательные учреждения и научные: колледж, НИИ в Беляево (00:28:04-00:31:31)

[А вот я знаю, у вас там есть кинотеатр ещё, «Аврора».]

Ну, этого кинотеатра уже нет, его снесли.

[Я слышала, что обещали его реконструировать, что было написано, что реконструкция. А его совсем снесли?]

Ну, я не знаю насчёт реконструкции, но его вообще снесли, и разговоры шли о том, что на его месте будет торговый центр, очередной торговый центр.

[То есть всё застраивается торговыми центрами, получается?]

Ну да, у нас их много, много.

[А их сейчас слишком много?]

Я думаю, да.

[А вот есть ли какие-то, может, вы знаете, какие-то старые здания, которые снесли?]

В Тёплом стане?

[И в Тёплом стане, и вообще, какие-то известные.]

Ну, в Москве-то много известных домов сносилось, и архитектурный надзор выступал против. Но конкретно сейчас я вот не назову.

[А за «Аврору» не пытались заступаться, чтобы её оставили?]

Ну я увидела, что её сносят, когда проходила мимо. Осталось две стены.

[То есть уже было поздно?]

Ну да.

[А какое здание вы бы назвали самым старым в Тёплом стане? Вот по ощущениям.]

Ну не знаю, не знаю. Они все относительно [19]70-го года или, там, [19]60-го.

[А вот на вашей памяти район застраивался волнами или сразу было уже много домов построено?]

Ну, много было построено, но потом уже достраивалось.

[А строительство метро? Ну, начали новые дома строиться?]

Да, сразу стали новые дома строиться, точечная застройка.

[А помните, как метро стали продолжать, то есть изменилось что-то? Например, ну, может, раньше люди, которые жили ещё южнее, они ехали на автобусе до Тёплого стана. Много народу? Или что-то изменилось?]

А, в смысле, с открытием вот этих новых станций, которые дальше, да? Нет, на Тёплом стане всегда много народу.

[А какие учебные заведения, может быть, институты, НИИ есть? В границах района.]

Ну, в Тёплом стане я не знаю, какие учебные заведения… Там какой-то, как это называется, колледж какой-то есть.

[А НИИ?]

В самом Тёплом стане?

[Ну или рядышком?]

Ну рядышком тут есть, в Беляево, но это уже не Тёплый стан.

Бочки с квасом приезжали, никто не боялся оттуда квас покупать. Деревянные дома снесли достаточно быстро после переезда рассказчицы в район (00:31:31-00:32:19)

[А вот ещё, хотела про советское время спросить. Стояли ли автоматы с газировкой?]

Это, в смысле, в Тёплом стане? Нет, не помню.

[А бочки с квасом приезжали?]

Да.

[Не пугали, что квас плохой или не надо оттуда?]

Мы как-то так спокойнее к этому относились, чем сейчас.

[А когда снесли вот эти вот деревянные дома, деревенские, вот эти вот частные дома? То есть вы приехали, они ещё были?]

Ну да, я помню, что они ещё были. Были.

[Когда они…]

Ой, ну это я сейчас не скажу.

1990-е гг. Хрущёвок вокруг нет – район новый (00:32:19-00:34:09)

[А что здесь было в [19]90-е? То есть были ли какие-то преступные группировки? Было ли страшно выходить на улицу? Стреляли ли?]

[Смеется.] Не знаю, не знаю, я с этим не сталкивалась.

[Нет, просто, может, говорили, что здесь живёт вот такой-то вот, туда не ходить.]

Такого не знаю.

[То есть никаких разборок, всё спокойно было?]

Ну относительно, как и всегда, относительно спокойно.

[Вот по поводу ещё реновации сейчас. Много ли домов в Тёплом стане пойдут вот в эту программу?]

Ну, я думаю, что вообще никто не пойдёт.

[То есть пятиэтажек в районе почти нет?]

Нет.

[То есть район сразу застраивался уже…]

Нет, от девяти этажей и выше.

[Ну, соответственно, они просто не попадают. А какие дома вообще в районе есть? То есть, там, хрущёвки?]

Нет, хрущёвок нет здесь. Это уже относительно новый район.

[А, ну какие есть, как они называются?]

Не поняла вопрос.

[Ну, просто двенадцатиэтажки или у них какое-то название есть?]

Ха-ха, серия какая? Или что?

[Нет, ну как их называют? Некоторые дома, например, называют «книжками», хотя это не те «книжки» на новом Арбате.]

Я не знаю этих названий.

Определенного названия для жителей района нет. На месте района была деревня Тёплый Стан, рядом Коньково. Палеонтологический музей. Музеи Москвы: дочь ездила в Музей сказки в школьные времена (00:34:09-00:35:43)

[А как называют жителей района? То есть… Тёплый стан.]

Не знаю, такое выражение, «тёплостановцы», я не слышала.

[Не слышали, да? А не знаете, что было раньше на месте района? То есть здесь были какие-то деревни?]

Да.

[Как они назывались? Нет, ну, может, слышали, может, не помните.]

Я названия не знаю. Ну, вот эти… Коньково. По названию, которые были здесь в районе.

[То есть использовались в названии района просто. А вот музей, у вас же здесь есть Палеонтологический музей.]

[Оживлённо.] Да, да. Я думаю, что там и институт палеонтологический есть, при нём.

[А часто туда ходили?]

Ну, я несколько раз была, конечно.

[А вот дочка, например, со школой куда ездила в музей? В какие?]

Ну по Москве, они много ездили по музеям.

[В основном? В основном какие?]

Ну очень много ездили, я помню, что я как сопровождающая была с ними в Музее сказки. Вот это было очень интересно, это в начальной школе. А потом – потом в разные ездили.

Часовня на краю зоны отдыха. Есть церковь на ул. Тёплый Стан и еще в Коньково, ближе к Беляево, там старая церковь (00:35:43-00:37:21)

[А вот что можно назвать, помимо этой церкви, про которую вы говорили, символом района?]

Это не церковь, это часовня. Часовня, где родник.

[Кстати, люди туда ходят на Пасху или куда-то ещё? На праздники?]

Нет, ну тут есть ещё несколько церквей. Это просто как бы на краю зоны отдыха эта часовня. Я не знаю, на Пасху вряд ли кто-то туда ходит. На Пасху…

[А куда?]

Ну, во-первых, на улице Тёплый стан есть церковь. Есть церковь, а, ну это там уже, за границей, в Коньково. Ближе [к] Беляево. Там ещё церковь, старая достаточно церковь.

[А вот которая в Тёплом стане, она новая?]

Да, да.

[Она была построена на месте чего-то?]

Нет, она просто была построена, а рядом с ней строится большая каменная, и уже много лет она строится.

[А в Коньково старая, да?]

Да. Ну она не… она на границе Тёплого стана и туда, к Беляево ближе. На Пасху я хожу туда.

Рестораны и кафе. Ресторанный дворик в ТЦ, ресторанов для свадьбы в районе нет (00:37:21-00:38:10)

[А вот есть ли какие-то такие места, ну в границе района, например, куда вы на праздники можете пойти? Ну там, в ресторан, в кафе посидеть с друзьями?]

Ну в торговом центре, там много всяких таких мест.

[Ну а где, например, свадьбы справляют?]

Свадьбы… ну не знаю, в ресторанах на Выхино.

[Ну, просто какие-то, может быть, есть места, где вы постоянно видите невест? Приходят, садятся.]

Не вижу, не вижу, невест не вижу.

[Ну сейчас есть несколько другое, да?]

Ну да, наверное, более интересные места.

Вечный огонь. В зоне отдыха «Тропарёво» есть дот времен ВОВ, в праздники туда приносят цветы. Принимали в пионеры в Музее Ленина. Ходили на демонстрации на Красной площади. День Победы раньше отмечали не так пышно, отец рассказчицы воевал (00:38:10-00:40:02)

[А есть ли где-то на территории района Вечный огонь? Место, куда дети венки приносят на 9 мая, цветы?]

В зоне отдыха Тропарёво есть дот, сохранившийся с Великой Отечественной войны, вот туда в праздники приносят гирлянды, гирлянды цветов.

[А в вашем детстве? Вы же были пионером?]

Да.

[А где вас принимали в пионеры?]

Меня принимали в пионеры в Музее Ленина.

[А на демонстрации какие-то ходили?]

В смысле, когда?

[Ну, в советское время.]

Да, ходила, ходила, конечно.

[Куда? Просто где всё это происходило?]

На Красной площади.

[А на 9 мая? 9 мая отмечали тогда иначе, чем сейчас, или примерно так же?]

Ну, сейчас более пышно это отмечается.

[А раньше как? Ну, то есть что происходило? Вы шли? Вы встречались с ветеранами? Или ветераны приезжали?]

Ну у меня в семье был ветеран. Мой отец участвовал в Великой Отечественной войне.

[А если массовое такое? С классом?]

А, с классом, я с классом?

[Ну тоже цветы куда-то приносили?]

Ну, наверно, наверно.

Играли в "Лапту", "Казаки-разбойники", "Штандер" (00:40:02-00:42:00)

[Во что вы в детстве играли, какие у вас игры были?]

Ну, такие массовые, массовые игры.

[Ну любые, может, там, с друзьями…]

Лапта.

[В лапту? А как играют в лапту?]

Ну это надо… это лапта называется? [Задумалась.] Ну, когда ты выбиваешь мячом кого-нибудь. Вот такая тоже.

[А ещё какие-то игры были?]

Да, ну вот они все какие-то такие подвижные были. Подвижные. А! Ещё казаки-разбойники.

[А, ну это да. А в штандер играли уже?]

Да, да, ну вот я хотела вспомнить, что это, как. Вот штандер, да.

[А было ли такое, что, не знаю, там… В Филях же есть железная дорога?]

Да, есть.

[Не ходили плющить монетки туда?]

Что делать?

[Монетки плющить на рельсах.]

Нет, нет.

[Просто многие ходили. А жгли ли костры на пустырях в детстве?]

[Задумчиво.] Нет, по-моему, нет.

[Вот, и ещё такой вопрос: когда вы учились в школе, у вас были ли какие-то соревнования между школами? Не знаю, там, драки, разборки? Человек, там, ребёнок учится в одной школе, а к нему кто-то пристаёт из-за этого, когда он заходит на границу другого района.]

Нет, такого не было.

[То есть драк школьных особо не было? Понятно, что это мальчики в основном.]

Ну да. Нет.

Про синие ларьки в Тёплом Стане рассказчица не знает. Не расшифровано (00:42:00-00:42:39)