Переезд в Выксу. Железная роза. Серость. Ex Libris. Павильон будущего. Район Гоголя. Центральный район. Основание города. Выксунка. Шепелев. Баташёвы (00:00:00 – 00:07:26; 00:07:47 – 00:08:50)
[Давайте начнем. Сначала я задам вам несколько вопросов для общей информации, чтобы представить примерно, как вы выглядите и что вы видите, каким видите наш город].
Хорошо, я понял.
[С какого года вы проживаете в Выксе?]
С 2006.
[А откуда вы приехали, из какого города?]
Саваслейка.
[Саваслейка?]
Да.
[А что заставило вас сюда переехать?]
Ну до года, наверное, 2010-го так как мой отец военный, у военных были не особо-то большие зарплаты, если откровенно сказать – очень низкие, и поэтому... Здесь была хоть какая-то работа, и именно поэтому мы сюда и переехали.
[Ну то есть притянула работа.]
Да, да, на тот момент это был решающий фактор.
[А знаете ли вы какие-то фильмы или книге о Выксе?]
Ну, наверное, самая знаменитая книга – это «Железная роза».
[Да.]
Если я не ошибаюсь. Ну, и по книгам всё. Есть какое-то упоминание про Баташёвых в некоторых исторических книгах, но я не углублялся в эту тему.
[С чем ассоциируется Выкса? Допустим, какой-то цвет, ощущение.]
Наверное, серый с небольшими просветами голубого и желтого.
[В цвет дыма?]
Ну, серость – это постоянная какая-то погода, а просветы голубого и желтого – это, скорее, некоторые какие-то личные мои места, какие-то воспоминания и какие-то люди, которые эту серость разбавляют.
[А что вы в городе ощущаете, когда присутствуете здесь?]
Ничего. Скука.
[Скука? А что для вас является символом или знаковым местом Выксы?]
Недавно открывшееся пространство Ex Libris, Павильон будущего. Ну, кафе разные.
[А Ex Libris – это которая на площади Металлургов находится, библиотека, да?]
Да-да, рядом с музеем.
[А Павильон будущего – в парке?]
У Лебединого озера.
[Да у Лебединого озера в парке нашем.]
Да.
[И всё-таки это больше знаковые места? Когда вам говорят слово «Выкса», вы думаете именно об этом месте?]
Ну да. Ну это еще, конечно, кинотеатр, но да, да.
[Знаете ли вы, на какие районы делится Выкса?]
По улицам или как?
[Именно районы.]
Вознесенский, Вильский, Новодмитриевский, то есть…
[А сама Выкса, сама Выкса?]
Нет, понятия не имею.
[Ну, допустим, Жуковка, Лесозавод, ПМК, вот такие вот районы]
Ну, это улицы.
[Ну, можно назвать… Их обычно относят как районы. И структурно делят. И даже микрорайон Центральный, он вроде бы как микрорайон, но его всё равно называют районом отдельным Выксы.]
Ну, тогда это улица Гоголя, там, я не знаю, да, да.
[Район Гоголя. А какой облик имеют эти районы? Допустим, микрорайон Гоголя какой облик имеет?]
[Смеется.]
[Что… Кто проживает в этом городе, какой этот район – опасный, серый, допустим, или интересный – там много картин каких-то где-то находится, уличного стрит-арта разнообразие?]
Если говорить именно про город, то я удивлен тем, какой разношерстный контингент здесь.
[А именно если говорить про Гоголя?]
Если говорить про Гоголя…
[Какой там контингент?]
Очень много пьющих людей, все неприветливые, посылают тебя, говорят, что ты там идиот или какой-то странный человек, хотя ты ничего такого не сделал, у тебя просто соседи – наркоманы. Ну не прямо наркоманы, но крыша у них, по ходу, едет.
[А микрорайон Центральный, если о нем говорить?]
Всё гораздо спокойнее. То есть ты там… Даже ночью никто не выбегает, ничего не орёт, тебя никто не хочет избить или отобрать у тебя что-то.
[Ну, этот район, он как бы держит в себе весь город в своих рукавицах? Или в этом районе отражено всё лучшее, что находится в городе?]
Я думаю, не то и не то. Что-то среднее. Просто каждая центральная улица в центральном городе должна…
[Быть лучше.]
Да, быть лучше, чем все остальные районы. Поэтому, я думаю, так.
[Ну, поговорим немного об истории.]
Хорошо.
[Что вы знаете об истории Выксы?]
Два брата нашли здесь уголь, построили первые заводы и начали продвигать…
[Металлургию, скажем так.]
Нет-нет, не то, что… Не только металлургию, а в смысле развивать город.
[Развивать город. А что было на месте города до его основания?]
Лес, непроходимый лес.
[А от чего произошло само название «Выкса»?]
Некоторые говорят, что от реки Выксунка, если я не ошибаюсь.
[Выксунка, да. А как-то… Есть какое-то неофициальное название к Выксы?]
Честно говоря, не знаю.
[Ну, допустим, город металлургов, вот так вот.]
А, да, да.
[Кроме того что-то есть ещё?]
Нет, нет.
[А какие события прошлого больше всего повлияли на Выксу? На историю Выксы, на нынешний облик города?]
Приход к посту управляющего заводами Шухова… Не Шухова, а Шепелева.
[Как именно это повлияло? Что, где сейчас можно найти какие-то отголоски прошлого?]
Ну, если мы говорим о Баташёвых и Шепелевых, то это заводы, которые в Муроме и в Выксе, которые работают и по сей день. То есть это, я думаю, что-то да значит. Как бы…
[А знаете историю города в дореволюционное время?]
Нет, нет, никогда этим не интересовался.
[В [19]90-е как город себя вел?]
Нет, нет.
[Во время войны – тоже вот этого ничего не…]
Представление имею, но…
[Какие представления?]
Нет еды, нет денег, нет, считай, абсолютно ничего.
[Но считается ведь, что Выкса был самый незатронутый город Нижегородской области.]
Если в столицах всё было очень плохо с пропитаниями, одеждой или зарплатой, то мне сложно поверить в то, что какой-то провинциальный городок на этом фоне выделялся.
[Так. Следующий вопрос. Какие знаменитые личности имеют отношение к городу?]
Баташёвы, Шепелевы.
[А кроме них кого-то ещё знаете?]
Нет, нет.
[Ну, например, у нас есть актриса Ирина Пегова.]
Не слышал о такой.
[Про Пегову не слышали?]
Нет, нет.
[А сюда приезжали какие-то знаменитые люди?]
Ну знаменитые… Ну да, да, были. Но…
[Ну, кто больше всего запомнился из знаменитых людей?]
Лично я хотел бы не вспоминать о них. Потому что к тем приезжим знаменитостям у меня ну довольно-таки, не сказать, что негативное, но и не положительное отношение. Я просто не хочу всей вот этой вот лишней шумихи, вокруг них которая, я считаю, необоснованная и ничем не подкреплена.
[Feduk?]
Да. Да и не только он.
Границы города. Ex Libris. Улица Симы Битковой. Причины переезда из Выксы. Причины переезда в Выксу. Неофициальные названия улиц. Памятники Ленину. Бинарные часы (00:08:51 – 00:15:43; 00:17:15 – 00:24:58)
[А повлияло ли что-либо на исторический облик города? Ну, например, какие-то катастрофы, пожары? Что, какие-то катаклизмы происходили?]
Понятия не имею.
[Лесные пожары [20]10го года?]
Да, да. Не сразу о них вспомнишь.
[Да про них тяжело вообще-то забыть некоторым, а тут – тяжело вспоминается… Ну, давайте поговорим о структуре самого города. Где, по вашему мнению, проходит граница города?]
С недавнего времени, насколько мне известно, поселки вроде Мотмоса, Вили и Песочного, они все относятся…
[К району.]
К району, да.
[Выксунскому.]
То есть получается, что Выксунский район – он до вот этого знака… при… Табличка Навашино.
[А как... Ну да, понятно. А как вами ощущается граница, где начинается город, по-вашему? Например…]
Туртапка. То есть…
[Туртапка?]
Да-да, когда заезжаешь, то первое там – Туртапка, мне кажется, если я не ошибаюсь.
[Ну некоторые вот отвечают – где заканчивается лес, начинается город. Кто-то говорит: где заканчиваются вот эти одноэтажные дома деревенского типа и начинаются многоэтажки.]
Да нет, нет. Это всё же относится к одному району, то есть… А получается, начинается всё вот после первого знака о том, что ты куда-то въехал, вот с этого места.
[Где находится центр города?]
Наверное, улица Центральная.
[Это ощущается всеми – центр города в этом месте? Или это центр в карте?]
Центр в карте. А центр, наверное, города или места какого-то особого притяжения людей – это какие-нибудь либо магазины там или менее знаковые места.
[А можно ли выделить в городе какие-то районы или места, обладающие своей особой репутацией? Допустим, как вы говорили, Ex Libris – это светлое место, такое интересное…]
Да, да.
[Место.]
Это очень интересная библиотека, и я очень рад, что в Выксе появились вот такие вот библиотеки, которые есть, наверное, которые в основном в Москве, в Петербурге.
[Понятно. Какое… Какое место… Какое место, обладающее особой репутацией, особо важно для вас? Допустим, вот Ex Libris – что сделала эта библиотека для вас, в вашей жизни? Ну, какое-то… Центром притяжения стала, там вы обрели новых друзей…]
Да, да. Не то что обрели новых друзей, просто начал, продолжил общаться с людьми, о которых давно не слышал, о которых… с которыми был давно знаком, но не пересекался. Ну, наверное, в основном, основную часть времени – это просто какие-то прогулки без разницы, где, без разницы, какой твой пункт конечный.
[Существуют ли в городе части, которые облают своей особой репутацией? Ну, скажем так, в которых проживает определенный контингент – та самая элита? Или самые бедные районы какие, по вашему мнению?]
Не знаю, мне кажется, везде всё сбалансированно, просто в некоторых местах бедности и ярко выраженного вот это вот какого-то негатива чуть больше…
[Это какой район?]
[Смеется.] Боюсь ошибиться с названием улицы. Наверное, Симы Битковой.
[Симы Битковой? Вот эти щитки там, Сима Битковой?]
Где вот эта вот Пятерочка, девятиэтажки. Девятиэтажка, две пятиэтажки…
[Да-да.]
Да.
[Это улица Симы Битковой.]
Да, да. Вот эти вот два общежития.
[А… Обладает ли район какой-то особой репутацией… ну город… которая выражает его среди других городов?]
Ну лично для меня город – это население свыше одного миллиона человека. Да нет, обычный серый провинциальный городок, в котором не так много развлечений и не так много каких-то интересных мест.
[Ну то есть он ничем не примечательный? Если его сравнить, допустим, с Кулебаками, Навашино, Муромом…]
Да, он абсолютно точно такой же.
[Такой же?]
Просто…
[Всё одинаково?]
Ну да, да. За исключением как раз-таки вот этих вот знаковых мест вроде Ex Libris’а или Арт-резиденции.
[Места, в которых можно отдохнуть, да, пополнить свой запас сил…]
Да, да, как-то разгрузиться.
[Духовных.]
Да-да.
[Так. А зачем… Ну вот такой вопрос про местных жителей. Зачем они, почему, точнее, они чаще всего выезжают за город? Какая причина того, что местные жители именно на выходные уезжают?]
Только на выходные или вообще стараются?
[Ну сначала вот просто на выходные, почему на выходных именно жители чаще всего покидают этот город? А не остаются здесь и не идут, допустим, в этот же Ex Libris, Арт-резиденцию…]
Тут… Так, давайте по порядку. Это, во-первых, тот, кто ищет, и тот, кто хочет иначе, он всегда найдет и узнает. У библиотеки не такая большая реклама, и даже если кто-то что-то и слышал, то не особо-то обращает на это внимание. Более, наверное, старшее поколение, оно ну просто уезжает за город, допустим, на дачу отдохнуть, хотя… А так, чтобы уезжали, допустим, отсюда, это понятная причина. А вот просто… Ну…
[Ну почему, почему вообще из города переезжают? То есть насовсем вот.]
Здесь нечего делать. Здесь очень скучно, очень серо, уныло и…
[А в какие города в основном переезжают из Выксы?]
Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург.
[Почему именно такой выбор? Ведь это тоже серые города.]
[Смеется.] Не сказал бы. Просто, когда ты находишься очень долго в таких небольших городах, это становится очень скучно, уныло и наполняет какой-то обыденностью. А при приезде вот в такие как раз-таки города, это дает какое-то разнообразие. И в них гораздо больше даже развлечений или мест какого-то времяпрепровождения, гораздо больше тех же магазинчиков книжных или с комиксами или каких-то знаковых недорогих заведений, где можно отдохнуть.
[По каким причинам в основном переезжают в Выксу?]
Из какого-то… Ну, я могу представить, что из каких-то более мелких городов приезжают сюда. Но так, чтобы... Ну, может, конечно, люди устали от как раз-таки больших городов, если они жили вот там долгое время, и они хотят таким образом разгрузиться, перегрузиться, перезагрузиться.
[Но здесь ведь тоже негде перезагрузиться – это та же самая Москва, тот же самый серый город, просто он не такой шумный.]
В этом-то и суть. Здесь другой ритм жизни по отношению к Москве и Санкт-Петербургу. Возможно, люди устают из-за вот этого довольно быстрого темпа. Возможно, очень много для людей давящих на них высокоэтажек. Возможно, при приезде даже сюда тут же, по сути, гораздо всё спокойнее, гораздо меньше девятиэтажек. Здесь в основном лес, лес и неспешный ритм жизни. Всё довольно тихо, уютно.
[А какие в городе есть центры притяжения? То есть куда именно приезжают, для чего именно приезжают в Выксу?]
Обычные люди или…
[Да вообще кто угодно.]
Ну, при приезде это, наверное, первое – жилье… Это два известных мне хостела и гостиница. То есть это там можно остановиться, чтобы…
[Имеется в виду центры притяжения – это из-за чего они переезжают в Выксу. То есть какое именно место, завод их там, может, привлекает?]
Да, да. Завод – городообразующее предприятие, и именно на нем всё держится. То есть здесь высокие довольно… Самые высокие зарплаты здесь именно вот на таких вот предприятиях.
[На заводе?]
Да.
[А… Так. А какие-то есть неофициальные названия у улиц города?]
Да, но я не хочу их произносить.
[Почему? Это важно. Матерные?]
Без цензуры можно?
[Без цензуры – ну, пожалуйста, по-другому нельзя.]
[Смеется.] Ну, допустим, улицу Симы Битковой называют улицей Шлаковой или там Отбросочной.
[Отбросочная? Почему?]
Ну, как раз-таки из-за того, что в этом месте не сказать, что много негативного контингента, но всё же он именно на себя перетягивает внимание, и именно поэтому такое отношение.
[А может быть, есть такая история, которая доказывает то, что этот район является районом так называемых отбросов. То есть…]
Не я же придумал это название – просто до меня это дошло. Но я нет, не знаю.
[Это без доказательств всё?]
Просто не углублялся в эту тему и не могу со стопроцентной точностью доказать и говорить.
[А какие-то памятники? Допустим, как во многих городах памятник Ленина.]
Да, да.
[Его как-то называют по-другому – «полководец» или «зигующий» кто-то даже говорит.]
Вождь.
[Вождь, памятник вождю. А у нас есть в городе какие-то такие памятники, у которых другое название?]
Нет, не могу… Не припомню. То есть ну два памятника Ленину – и всё на этом.
[Допустим, Бинарные часы.]
Это скорее арт-объект, а не памятник.
[Ну его можно тоже в этот раздел отнести. И как, допустим, их называют сейчас люди? Никто ведь не говорит «бинарные часы».]
Я говорю «бинарные часы», потому что не знаю, как по-другому их назвать.
Ну, многие просто говорят «развалюха»… [Смеется.]
[Или там какая-нибудь «груда металла». Или говорят какая-нибудь «ржавая спираль» – как только их не называли, когда летом увидели при свете дня, какие они красивые.]
Ну, мне кажется, это просто какое-то нежелание или внутренний барьер по отношению к чему-то новому.
[Нежелание принимать?]
Да, даже это. Потому что когда ты видишь, что это ставят, и ты понимаешь, что это ставят не просто так, когда видишь это в работе, это очень интересно, это красиво.
[А вы сами понимаете, как работают, допустим, Бинарные часы?]
Есть опрос в социальной сети на… И два варианта ответа. Жители голосуют за тот или иной вариант ответа, а при помощи…
[Насколько я знаю, они там выбирают цвет.]
Ну…
[Какого цвета будет показываться час. И какого цвета будет там… зеленый основной будет в часах…]
Ну да, выбирают из вариантов ответа, щелкают. Потом это всё собирается, фильтруется, обрабатывается и…
[А как по ним определять время?]
Там палочки.
[А это возможно, как вы думаете, водителю сосчитать, когда он едет на ходу и такой думает: «Мне нужно узнать время». И ему говорят: «Вот же бинарные часы!» Он сможет по ним определить время?]
Нет, наверное, потому что я не знаю, я нечасто видел их вечером. Не знаю, нет, нет, ему будет проще…
[А вообще по ним легко время определить кому угодно? Допустим, прохожему, у которого есть время на то, чтобы посчитать.]
Нет, нет.
[Нет?]
Это какой-то то ли артхаусный, то еще какой-то шедевр. Разработчик, создатель этого всего, конечно, гений, но я вот не понимаю его.
[Он гений.]
Но он гений, да.
[Но наш город просто еще не готов к таким гениям, я считаю.]
Да весь мир не готов к гениям, без разницы, что это.
Место встреч. Разваливающиеся здания. Атак. Новый универмаг. Арт-Овраг. Граффити, Крыша. Асфальт. Состояние дорог (00:25:03 – 00:31:20; 00:32:44 – 00:34:40; 00:35:14 – 00:37:28)
[А какие знаковые места или объекты используются у нас как место встреч?]
Кафешки разные.
[Ну, это очень редко. В основном, когда ходят гулять, где все договариваются встретиться?]
У парка, у кинотеатра.
[Кинотеатр – это имеется в виду какого кинотеатра? У нас как бы один есть такой полуубитый кинотеатр…]
А. Его даже не считают.
[Который разваливается.]
Это дворец Ленина, Ленина, да. Он разваливается.
[Нет, я имела в виду кинотеатр Родина. Вот у него ты имеешь в виду, что встречаются?]
А, нет, нет.
[Или около…]
У дворца Лепсе.
[Дворца культуры имени Лепсе, да?]
Да, получается, у нас два разваливающихся здания, которые никому не нужны…
[Да.]
Которые стоят уже больше пятнадцати лет, но никто с ними ничего не делает.
[Как…]
Мне прям нравится вот это вот…
[Да. Мотив вот этого…]
Обожаю.
[Да. Но…]
Советский Союз ушел, а разваливающаяся вся вот эта вот фигня осталась. Прикольно, мне нравится, лайк.
[Но просто жители – они договариваются встречаться в основном в кафе, да, по вашему мнению?]
Ну да.
[А если вы хотите погулять, вы где будете договариваться?]
У парка. У дворца Лепсе…
[У парка где именно, где именно?]
У центрального входа в парк, у входа в парк напротив Бристоля, у Атака…
[Бристоля?]
Ну, да, там просто... У тебя…
[Это главный вход в парк называется.]
Как я и сказал – центральный вход в парк.
[Вот.]
Просто там как бы перейдёшь дорогу – и у тебя там Бристоль сразу же, вот прям прямо. Это… Мне нравится, ты прям идешь и такой – о, я прямо туда зайду.
[И всё? Многие говорят – Атак.]
Так я назвал его.
[Нет, вот я имею в виду – Атак: почему говорят Атак, а не Новый универмаг?]
Не знаю. Ну, просто он… До Атака, насколько мне известно, был магазин, который так и назывался.
[Новый универмаг].
Да.
[Сам торговый центр вот этот называется Новый универмаг.]
Да.
[Потому что он после Старого универмага построен.]
Это логично.
[И как выражалось мнение однажды, название это произошло от того, что нынешнее поколение не приемлет старого названия. То есть новый универмаг – ну, что в этом прикольного?]
Ну…
[А пришел какой-то новый центральный такой магазин, такой Атак, что-то такое более популярное, и они все начали называть: «Атак».]
Не знаю, я вот называл его «Новый универмаг» или «Торговый дом «Выкса». То есть…
[Это слишком долго.]
Ну…
[Даже если сказать таксисту «нам до «Атака», он поймет быстрее…]
Да, ну…
[…чем если ты скажешь ему «нам до Нового универмага».]
Ну, не знаю, мне кажется, это просто…
[Это неприятие старого, отторжение?]
Я бы не сказал, что неприятие и отторжение, а просто некий подростковый максимализм что ли или что-то в этом такое, что-то в таком роде.
[А существует ли у города какой-то свой символ отдельный или бренд?]
Завод.
[Бренд города – это завод?]
Да, да.
[А существуют ли в районе здания, которые отличаются своей уникальной спецификой? Допустим, интересный дизайн или возле них там какой-то ландшафт во дворе какой-то особенный.]
С момента начала проведения в городе ежегодного фестиваля Арт-Овраг – да, Арт-Овраг очень изменился… Город очень изменился за эти девять лет – спасибо Арт-Оврагу.
[А какие именно дома, допустим, ну какой вы, например, дом знаете, который особо выделяется в городе?]
Их несколько. У них на торце, если я правильно называю…
[Можете адрес назвать?]
Центральная, дом четыре, если не ошибаюсь.
[Микрорайон Центральный, дом четыре.]
Да, да, там граффити. Вот просто на всю стену дома, где очень красиво нарисованы поля пшеницы… или парень, или молодой человек, или мужчина, он стоит с косой и... И это очень красиво, я считаю, нарисовано. Еще…
[А можно про это место еще вопрос задам? А как-то люди, какие-то есть с этим местом истории связанные? То есть кто-то около… Ну, не знаю, какие-то конкурсы проводились с этим местом, кто-то там встречался около этого места? Какие-то у вас личные истории, с этим местом связанные, есть? Просто нужно это место как-то запечатлеть особенно.]
Я понял, да. Я думал, говорить или не говорить, но лучше сказать. В общем, у этого дома, где это граффити, была открыта крыша, и ночью летом не было… когда не было облаков и когда в какой-то момент выключается уличное освещение, там очень красиво было смотреть на звезды или на луну.
[А вы туда часто ходили?]
Да, да. Естественно, я ничего такого не употреблял, а просто наслаждался звездами, видом.
[Немного личный вопрос: какой компанией вы туда ходили?]
С совершеннолетней.
[Нет, компанией – имеется в виду друзья или это была, допустим, была девушка?]
Друзья, друзья.
[С кем вы проводили там свое время? С друзьями?]
Да.
[А еще какое место вы мне хотели сказать?]
Да, я хотел сказать, что несколько домов, где нарисованы граффити… Справа от девятой школы есть дом. На нем был портрет, я не помню… Адреса точного, к сожалению, сказать не могу.
[Вы можете нарисовать примерно, как это находится, где это находится?]
[Рисует карту.]
Как-то так.
[То есть сейчас это граффити закрыто?]
Да, да, его не видно и нельзя как-то увидеть.
[А подпишите, что это микрорайон Гоголя.]
А это не микрорайон Гоголя.
[А что это?]
Школа номер девять находится на пересечении трех микрорайонов.
[А примерно сделайте это, дорогу вот эту вот…]
Хорошо, я понял.
[Чтобы… Просто нужно, чтобы мы понимали, где это находится. Это пешеходный переход?]
Да, да, здесь дом Юбилейный, семьдесят четыре, если не ошибаюсь. Вот. Вот.
[А дорога, вот это вот дорога, надо нарисовать дорогу, чтобы всем понятно было.]
Я надеюсь, так понятно?
[Дорога, да.]
Машины я…
[То есть вот это… А вот это находится, школа номер девять, она сама находится в Юбилейном или в Жуковке уже?]
Ну, как я и сказал, точного адреса я ее не знаю, но просто тут у тебя три микрорайона, и она стоит вот…
[А какие три микрорайона? Я только вот вижу Юбилейных и Жуковку.]
Юбилейного, Жуковского и, наверное, Гоголя, хотя там не особо-то… Да, да.
[Подпишите, что здесь микрорайон Жуковского находится уже.]
[Рисует карту.]
[То есть в городе про районы говорят не «микрорайон Жуковского», «микрорайон Юбилейный», а просто «Жуковка», «Юбилейный», «Гоголя»?]
Да, да.
[Чтобы не утруждаться и не говорить ничего лишнего.]
Да.
[Ну в принципе понятно, да. Вот здесь вот подрисуйте круговое – и всё.]
Хорошо.
[Потому что тут вот круговое движение есть. Вот, теперь понятно. Теперь поговорим немножко о дорогах.]
Еее.
[Дороги и транспорт – это такое…]
Насущная, животворящая, болящая, самая больная тема.
[Да, особенно когда сейчас в городе ремонтируются дороги, да, это самое сложное.]
Да, очень плохо ремонтируются. Потому что все мы знаем о качестве…
[Асфальта.]
…проводимых работ компанией, и какой после этого асфальт.
[Асфальт…]
Недолговечный.
[Все говорят, что асфальт этот был б/у, который сняли, переплавили и его кладут. Разогрели снятый асфальт и его же укладывают.]
Не знаю, может…
[Многие говорят так.]
Может, это экономически выгодно.
[Экономически выгодно, да, асфальт переделывать, а леса тушить невыгодно, да?]
Да, да, так и есть.
[Да.]
Нет, просто тебе гораздо выгоднее снять, наверное, старый, растопить его и потом положить заново, чем утруждать себя…
[Тратиться на новый.]
Да, и делать всё это хорошо.
[Но это в первую очередь для администрации невыгодно, нежели там для подрядчиков, которые выполняют работу.]
Ну, сколько тебе заплатили, так ты и сделаешь, наверное.
[Ну да. А какие-то есть особые участки, с особо плохой дорогой?]
Так сразу навскидку не могу выделить. Но да, естественно, они есть.
[Но самая ужасная дорога в каком районе находится? Ну, допустим, раньше, когда ехали по Пушкина, невозможно было проехать. А теперь на улице Островского, когда, как выезжаешь, когда особенно сняли дорогу, и там теперь, как это, по войне едешь.]
Да, да.
[Как после войны.]
Ну, не прям после войны, но да. Там еще первый этап подготовки к асфальту.
Выкса-10000. Павильон будущего. Единорог. Церкви. «Разношерстный» контингент. Больше «хороших» людей. Злобные пенсионеры (00:37:42 – 00:51:10)
[Какие памятники и мемориальные места есть в городе? Мемориалы именно какие-то есть? Ну, вечный огонь – около вечного огня же есть памятники?]
Ну, мне кажется… Ну да, памятник Неизвестному Солдату, но это есть везде, в каждом городе и абсолютно везде. То есть это не сказать, что прям… прям то, что есть только в этом городе.
[Ну то есть ничего такого особенного, того, что выделяется, нет.]
Повторюсь…
[Всё как у всех.]
Это библиотека Ex Libris и «Арт-резиденция».
[Мне кажется, вам заплатили за рекламу этого места.]
Нет, просто это единственные нормальные места. И я бы был очень рад, если мне заплатят.
[А есть какие-то туристические объекты в районе? Куда в основном приезжают туристы, что хотят увидеть?]
Честно говоря, я не знаю.
[Например, промышленный туризм.]
Самая большая роспись…
[Выкса-10000, да.]
…10000 метров квадратных, которая вообще не понимаю, что означает. Даже «Черный квадрат» Малевича более легко понять, чем это.
[Индустриальный парк. Находится тоже на заводе, тоже наподобие Выкса-10000, только малых размеров.]
Не знаю, не видел.
[Ну а всё-таки, если к вам, допустим, из другого города приедут в гости друзья, из, допустим, из Нижнего или Москвы, куда вы их поведете в первую очередь в Выксе?]
К себе домой.
[А во вторую? Назад на автобус на поезд, да?]
Нет, это очередь в пятую. Ну, просто прогуляться по…
[А где вы будете гулять?]
Пройдемся по парку.
[Какой будет маршрут? Мне интересно сам маршрут.]
Я понял.
[Какой вы пройдете?]
Центральная дорога.
[Центральная дорога – в смысле?]
Центральная дорога в парк.
[То есть по центральной аллее в парке.]
Центральная аллея, да. Потом это Павильон будущего.
[Павильон будущего.]
Затем это… Затем это, наверное, просто неспешная прогулка по всему, ну по улицам города. Не прям по каждой, а вот…
[А вот что в парке покажете именно? Просто пройтись по дороге – это… Ну, пройтись по аллее и увидеть Павильон будущего – это же не совсем всё интересно. Допустим, единорога – вы покажете им этого единорога, символ города?]
Да…
[Потому что многие говорят, что центр притяжения нашего города – это единорог.]
Да, да. Естественно, я покажу им первого единорога и второго единорога.
[А в музей?]
В музей городской?
[Наш музей. Поведете их в наш музей?]
Нет, не думаю.
[Почему?]
Ничего особо такого интересного они там не узнают.
[Ну, а как же история Выксы, которую там могут рассказать? Историю создания города.]
Если человек сам заинтересуется, он сам спросит сам попросит его туда повести. То есть на добровольно-принудительной основе я бы их туда не потащил. То есть если человек скажет «мне это интересно», я скажу «окей, пойдем сходим».
[Но раз такое рассуждение, давайте перейдем в такое крайнее русло – давайте поговорим о церквях.]
[Смеется.]
[Из крайности в крайность.]
Мне кажется, половина… Вот после этого момента интервью закончится.
[Почему?]
РПЦ.
[Какие вы знаете церкви в городе?]
«Большая» церковь, «малая» церковь.
[Монастырь Иверский.]
Монастырь, да, который…
[Женский Иверский монастырь.]
Ну не только он, да. В общем, знаю много, сказать могу мало.
[Так. А какие-то истории, связанные с ними, есть? Допустим, вы знаете историю создания этого места или просто какая-то история с ними связана была?]
Да, да.
[Как вас, допустим, в детстве заставляли ходить, молиться...]
Нет, нет, такого не было. У меня хоть и верующая семья, но они не отбитые христиане.
[А что было?]
Даже скорее не то, что отбитые христиане, а отбитые православные. Потому что в каждом религии есть свои отбитые адепты.
[Да. То есть…]
Говорить негативно о какой-то определенной одной религии неправильно. Есть, как и в любой нации, в любом народе свои, скажем так, отбитые адепты.
[А как вы относитесь к ситуации, когда монастырь отобрал здание у техникума?]
Смотрите, есть две точки зрения. Во-первых, до революции 1917 года при… при правлении царской семьи Церковь обладала довольно большими… большой территорией земли. После революции 1917 года власть у Церкви, естественно, стала гораздо ниже. И сейчас потихоньку Церковь опять набирает свою… свои прежние владения, земли, и Церковь снова становится великой.
[Ну, я думаю, по вашему взгляду понятно, что мы больше про церковь не хотим говорить.]
Да, да.
[Особо эта тема…]
Нет, я могу много говорить, но, мне кажется, многие оскорбятся, и это интервью не выйдет.
[Да. Давайте поговорим про жителей и посетителей города вообще. Существуют ли какие-то неофициальные названия для жителей района? И города, в общем-то. Город, район…]
Ну, выксунцы.
[Просто выксунцы?]
Ну да.
[Не заводчане? Говорят: «Ой, эти заводчане приехали…»]
Скорее в негативном ключе.
[Негативный ключ – это как «москвичи», когда мы говорим, как-то это многие с негативом говорят.]
Нет, нет, не сказать. Ну да-да-да, да, но у каждого слова можно при желании найти положительные и отрицательные черты. Как и везде.
[А как охарактеризовать контингент, проживающий в городе?]
Разношерстный
[Разношерстный?]
Да.
[В основном есть какие-то такие отрицательные персонажи? Ну такие, как это сказать, вот… Существует ли какое-то большинство людей, которые довольно-таки злы, ко всем злобно относятся? Как, допустим, говорят про заводчан… Все говорят, что все заводчане злые.]
Не сказал бы.
[Не все?]
Нет, просто люди могут быть усталыми, и может что-то гложить.
[Начальство.]
Да, да.
[Начальство, работа.]
Человек же по своей природе не может быть злобным существом – он просто так не становится злобным.
[А какие возрастные… Ну, какой возраст у среднего выксунца, допустим, среднего проживающего выксунца, как это объяснить… Какой возраст…]
Подросток девятнадцати… Шестнадцати-девятнадцати лет.
[То есть шестнадцать-девятнадцать лет – такие люди больше преобладают в городе?]
Ну, просто это…
[Основа города кто – подростки или пенсионеры? Или заводчане?]
Всех по одинаковому количеству, они одинаково преобладают то есть. Выделить какую-то одну я не могу. Ведь, повторюсь, во всём есть как хорошее, так и плохое.
[По вашему мнению, каких больше ощущается?]
Плохих, хороших или подростков, пенсионеров?
[Вообще людей в городе каких больше ощущается – плохих или хороших?]
Я думаю, что всё же хороших.
[Всё же хороших?]
Ну, я хочу на это надеяться.
[С какими целями люди приезжают в город? Точнее, ну, вот социальный портрет среднестатистического приезжего выксунца, в Выксу, точнее.]
Мне сложно представить, чтобы человек в здравом уме приехал из Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Челябинска, Чебоксар или какого-то другого города сюда. И такой, сидит на кухне в своем городе и говорит: «Так, мне нужно прямо вот срочно съездить в Выксу». Это, мне кажется, очень безумные люди, очень странные.
[А как часто в городе встречаются бездомные?]
Я их нечасто вижу, очень редко.
[Ну вот сейчас их стало мало или вообще было?]
Я думаю, что в какой-то определенный период времени человек перестает обращать внимание, без разницы на такие вещи. То есть, мне кажется, что мы просто не замечаем этого, не видим.
[А за то время, что вы проживаете в Выксе, вы меняли своё место проживания?]
Нет, как с 2006 живу по одном адресу, так до сих пор и проживаю.
[Вы хорошо знакомы со своими соседями? Какие у вас с ними отношения?]
Есть очень плохие, мерзкие люди. Есть в подъезде и нормальные.
[Пенсионеры?]
Пенсионеры, кстати, очень злобные – мразоты те ещё, серьезно. Не все пенсионеры, а проживающие, вот соседствующие со мной. Просто таких мразот я, мне кажется, не встречал. Вот да, да, ты человек пожилого возраста, тебе скучно, но нафига делать то, что делали они?
[А как пенсионеры относятся к новым жителям дома? Или вообще, как старые жители дома, как вы, допустим…]
По-разному.
[Давно живете – как вы относитесь к своим новым соседям?]
Мне без разницы абсолютно, если они…
[Адекватные.]
…не нарушают мое, моего покоя, то мне всё равно. Хоть это люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, хоть это еще что-то – если кто-то не вторгается в мое личное пространство, не делает то, что мне не нравится, мне всё равно.
[А существуют ли какие-то традиции у жителей вашего дома?]
Нет.
[А цветы сажать перед подъездом тоже бабушки не ходят?]
Ну, наверное, есть такое, просто я, опять же, не замечаю.
[А часто ли вы, ну вот на протяжении всей своей жизни, вы выходите просто к себе во двор отдохнуть из дома, погулять?]
Нет, нет. Да, из дома выхожу, но я не сажусь на лавочке там перед домом, потому что к тебе могут подойти соседи и сказать: «Что ты тут делаешь, ты что, дегенерат? Почему ты там шумишь?» А ты сидишь спокойно – вообще ничего такого не делал.
[А это почему? Это такой контингент в Гоголя?]
В подъезде именно моем.
[В подъезде?]
Да. Ну вот ты просто, допустим, сидишь с друзьями вечером – к тебе подходят, говорят: «Уйди отсюда, мы сейчас здесь сядем». Хотя у тебя там есть место.
[Ну то есть это такой негативный отголосок о жителях твоего района, да?]
Выксунцах?
[Да, да. Да не о жителях района, а вот вообще о проживающих…]
Да, да, да. Не знаю, может, там в некоторых городах прям все чуют такие – «ааа, иногородец приехал», и пока они не скажут что-то про него плохое, у нее, у них сердечко не успокоится.
Профилакторий. Друзья. Лед. Обмен. Граффити. Служба отца. «Иди на завод». «Без двадцать» (00:51:12 – 01:02:04; 01:04:10 – 01:04:53)
[Сейчас самый интересный блок, в котором могут быть истории. Это блок «детство». У вас… Сколько, говоришь, лет тебе было, когда ты сюда переехал?]
Лет шесть. Ну да, шесть лет.
[У вас в районе были какие-то места или вообще во всём городе, про которые вам рассказывали страшные истории, и вы потом с друзьями туда ходили?]
Да, разумеется – это заброшенный пансионат, или как он называется…
[А где находится? А, профилакторий, который на Белякова, по-моему, находится, да?]
Да, такое заброшенное четырехэтажное здание. Там было очень интересно, весело.
[А какие истории? Можете хотя бы одну рассказать?]
Ну, допустим, то, что… Допустим, то, что там обитают наркоманы, и ты там если в какой-то определенный промежуток времени придешь, тебя там уколют шприцом, и ты станешь наркоманом. Как при укусе ты становишься вампиром…
[Заразишься.]
Да, так и тут у тебя – тебя там сделают наркоманом, и всё. Это было весело. [Смеется.]
[Делали кого-то наркоманом?]
[Смеется.] Нет, нет, ни разу.
[Ну а всё же – какие еще есть истории о каких-то страшных местах? Дворец культуры имени Ленина, допустим.]
Нет, я был в нем, когда он еще работал, то есть… Вот до закрытия двора имени Ленина я успел там побывать, но ничего такого не припомню.
[А после закрытия?]
Я там не был ни разу.
[А по какому принципу в вашем дворе организовывались дворовые компании?]
Ну, когда я только-только приехал, моими первыми друзьями стали люди, которые жили в соседних от меня домах, на одной и той же улице, считай. Потом…
[Принцип соседства то есть был?]
Да. Но не только он – допустим, это были друзья из других микрорайонов. То есть у нас не было такого, что там, допустим, ты из Гоголя, как в играх, в игре San Andreas, что ты там Ballas или Grove Street, такого не было.
[Есть какая-то интересная история из детства?]
Да полно.
[Например? Связанная с каким-то определенным местом в Выксе. Допустим, в каком-то дворе первая драка…]
Мы уже… Мы уже собирались по домам, и это была зима, лед – льда было очень много. И мы уже распрощались, нам идти в разные стороны. Мы поворачиваемся, идем – и все дружно падаем лицом на лед.
[А это где было?]
Ну, в Гоголе.
[А возле какого дома такой интересный каток?]
[Смеется.] Возле дома номер десять, наверное, было.
[То есть это был лед, вы все поскользнулись? Или вы все так решили флешмоб устроить?]
Нет, мы просто… Было позднее время, мы расходились по домам, и так вышло, что мы случайно синхронно в знак нашей дружбы решили упасть. Мы просто поскользнулись.
[Поскользнулись в знак вашей дружбы – интересно.]
Да-да, это просто… Мы не хотели уходить друг от друга.
[А как вы общались с детьми, с компаниями из других районов?]
Да так же, как с друзьями, если это были мои друзья.
[Конкуренции какой-то там…]
Нет.
[Не было драк?]
Нет. Мне кажется, только отбитые люди ходят и, допустим, ты там из этого района, я – из этого, надо тебе лицо разукрасить.
[То есть на стрелки вы не ходили?]
Нет.
[Так называемые. Ладно. А какие игры были популярны во дворе?]
В детство? Ну в мое детство?
[Да]
Да те же догонялки, прятки, казаки-разбойники. Там бегали…
[Так. А существовали между детьми практики обмена?]
Да, да. Ты мог там обменяться компьютерной игрой на диске или… Ну, чем-то таким, да разумеется.
[А какой-то самый интересный обмен?]
Сейчас, увы, не вспомню.
[То есть не припоминается.]
Да, я помню, что он был, но конкретных случаев не могу вспомнить.
[А обычно-то в основном чем менялись, самое основное?]
Дисками с играми.
[То есть «я наигрался, теперь ты»?]
Ну нет – ты, допустим, да, тебе хочется поиграть во что-то новое – ты обмениваешься, а потом типа возвращаешь, потому что это этикет или вежливость какая-то.
[Ясненько. А больше всего что ценили? Какая-то там определенная игра была, которую все, которая побывала у всех в руках?]
Ну в детстве были журналы с карточками – вот карточками тоже обменивались.
[Карточки?]
Да-да-да.
[А в вашей дворовой компании были лидеры?]
Да нет. Нет.
[Вы все как-то равнялись?]
Да. Там просто были чуваки, которые смешили тебя вот просто с ни фига. Ты идешь, у вас там… Вы идете в тишине, и в какой-то момент начинается просто дикая смешная фигня, которую говорит тебе твой друг…
[Например?]
Ну, например, ты идешь усталый, усталый откуда-то, и вы… И твой товарищ начинает просто дико угорать по пустякам. И ты угораешь вместе с ним, потому что «чего он угорает, а я нет».
[А были ли у детей попытки заработка?]
Ну да, разумеется. У меня есть очень хороший друг, который в пятнадцать-шестнадцать лет уже работал поваром.
[Неплохо.]
Да.
[И заключительная часть, наверное, это опрос. Это будет про мелкий бизнес разговор. Существовали ли на вашей памяти виды уличных услуг, то есть уличный бизнес, в городе?]
Нет, я не припомню такого.
[А сейчас бабушки продают, допустим, семечки?]
А, ну да, да, есть, там привозят арбузы, разные фрукты-овощи свои. Да, это есть, и сейчас осталось.
[А какие самые яркие объекты уличного общепита вы можете назвать в городе? Два места буквально, три места.]
Ну, есть такие какие-то ларьки по продаже еды – и всё.
[Ну, какое-то одно место, куда вы ходите всё время?]
Нет, не буду говорить его название, потому что это будет реклама, а оно мне не очень нравится, и там просто от безысходности, когда очень есть хочется.
[А с какими видами уличного искусства вы сталкивались в своем городе?]
Стрит-арт.
[Стрит-арт. А как к этому искусству относится общественность?]
По-разному.
[Ну в основном?]
Я говорю – по-разному, то есть ничего такого не выделяется. То есть кто-то негативно, кто-то – положительно.
[Ну то есть как это, как всегда.]
Да, да.
[А вы как относитесь к искусству Выксы?]
К искусству в Выксе или искусству Выксы?
[Искусству в Выксе.]
Естественно, это очень хорошо. Мне нравится то, что сюда приезжают художники, они рисуют огромные граффити прямо на стене дома и вкладывают свою душу в это. Это прям очень классно и здорово, красиво.
[Ну, вот несколько вопросов про металлургию я вам обязана задать, так как мы всё-таки в городе металлургов.]
Этого было бы не избежать, да, давайте.
[Многие в Выксе работают на заводе. Вы тоже работаете?]
Нет.
[Может быть, кто-то из ваших родственников работает на заводе?]
Нет.
[А где, например, работают ваши родители? Ну вы говорили про то, что ваш отец – военный.]
Да, да, военный в смысле не то, что… До, наверное, 2000-х годов служба была два года, и подписывал контракт на двадцать шесть лет. То есть он как раз-таки и подписал контракт на двадцать шесть лет и… военный. Вот поэтому основной род его деятельности – это была служба в армии. То есть потратить двадцать шесть лет своей жизни, чтобы служить в армии, это да, это военный. Естественно, я не говорю ничего негативного про военных, потому что тут, как и везде, есть хорошие и плохие.
[А в Выксе многое связано с заводом?]
Да, да. Допустим, когда ты там оканчиваешь школу, у тебя там сразу: «Куда работать пойдешь?» Ты говоришь, допустим туда-то, туда-то. И тебе сразу: «Иди на завод!» Это прям дико раздражает и бесит. А еще знаковое событие – это, как я уже ранее говорил, это фестиваль Арт-Овраг, который…
[А вы не знаете, допустим, о заводских каких-то шутках или оборотах речи? Как-то по-особенному заводчане говорят?]
[Разговаривает по телефону.]
[Ну так вот, знаете ли вы какой-то особый… на каком-то особом языке говорят заводчане или нет? Или они говорят между собой так же, как просто на улице?]
«Без двадцать», допустим.
[«Без двадцать»?]
Да.
[«Без двадцать полчаса», как я однажды слышала.]
Да, да, примерно.
[Одежда на праздники – что люди обычно надевают на 9 мая? Они идут когда в колоннах в своих в заводских костюмах или в форме, в спецовке? Либо же они идут, просто празднично наряженные?]
Ну, просто как… Празднично наряженные. То есть это, допустим, могут быть брюки, туфли и белая рубашка.
[Ну, я думаю, что на этом всё – основные вопросы как бы закончились.]
Благодарю.