Иван (1999). Саваслейка, Нижегородская обл.

Переезд в Выксу. Железная роза. Серость. Ex Libris. Павильон будущего. Район Гоголя. Центральный район. Основание города. Выксунка. Шепелев. Баташёвы (00:00:00 – 00:07:26; 00:07:47 – 00:08:50)

[Давайте начнем. Сначала я задам вам несколько вопросов для общей информации, чтобы представить примерно, как вы выглядите и что вы видите, каким видите наш город].

Хорошо, я понял.

[С какого года вы проживаете в Выксе?]

С 2006.

[А откуда вы приехали, из какого города?]

Саваслейка.

[Саваслейка?]

Да.

[А что заставило вас сюда переехать?]

Ну до года, наверное, 2010-го так как мой отец военный, у военных были не особо-то большие зарплаты, если откровенно сказать – очень низкие, и поэтому... Здесь была хоть какая-то работа, и именно поэтому мы сюда и переехали.

[Ну то есть притянула работа.]

Да, да, на тот момент это был решающий фактор.

[А знаете ли вы какие-то фильмы или книге о Выксе?]

Ну, наверное, самая знаменитая книга – это «Железная роза».

[Да.]

Если я не ошибаюсь. Ну, и по книгам всё. Есть какое-то упоминание про Баташёвых в некоторых исторических книгах, но я не углублялся в эту тему.

[С чем ассоциируется Выкса? Допустим, какой-то цвет, ощущение.]

Наверное, серый с небольшими просветами голубого и желтого.

[В цвет дыма?]

Ну, серость – это постоянная какая-то погода, а просветы голубого и желтого – это, скорее, некоторые какие-то личные мои места, какие-то воспоминания и какие-то люди, которые эту серость разбавляют.

[А что вы в городе ощущаете, когда присутствуете здесь?]

Ничего. Скука.

[Скука? А что для вас является символом или знаковым местом Выксы?]

Недавно открывшееся пространство Ex Libris, Павильон будущего. Ну, кафе разные.

[А Ex Libris – это которая на площади Металлургов находится, библиотека, да?]

Да-да, рядом с музеем.

[А Павильон будущего – в парке?]

У Лебединого озера.

[Да у Лебединого озера в парке нашем.]

Да.

[И всё-таки это больше знаковые места? Когда вам говорят слово «Выкса», вы думаете именно об этом месте?]

Ну да. Ну это еще, конечно, кинотеатр, но да, да.

[Знаете ли вы, на какие районы делится Выкса?]

По улицам или как?

[Именно районы.]

Вознесенский, Вильский, Новодмитриевский, то есть…

[А сама Выкса, сама Выкса?]

Нет, понятия не имею.

[Ну, допустим, Жуковка, Лесозавод, ПМК, вот такие вот районы]

Ну, это улицы.

[Ну, можно назвать… Их обычно относят как районы. И структурно делят. И даже микрорайон Центральный, он вроде бы как микрорайон, но его всё равно называют районом отдельным Выксы.]

Ну, тогда это улица Гоголя, там, я не знаю, да, да.

[Район Гоголя. А какой облик имеют эти районы? Допустим, микрорайон Гоголя какой облик имеет?]

[Смеется.]

[Что… Кто проживает в этом городе, какой этот район – опасный, серый, допустим, или интересный – там много картин каких-то где-то находится, уличного стрит-арта разнообразие?]

Если говорить именно про город, то я удивлен тем, какой разношерстный контингент здесь.

[А именно если говорить про Гоголя?]

Если говорить про Гоголя…

[Какой там контингент?]

Очень много пьющих людей, все неприветливые, посылают тебя, говорят, что ты там идиот или какой-то странный человек, хотя ты ничего такого не сделал, у тебя просто соседи – наркоманы. Ну не прямо наркоманы, но крыша у них, по ходу, едет.

[А микрорайон Центральный, если о нем говорить?]

Всё гораздо спокойнее. То есть ты там… Даже ночью никто не выбегает, ничего не орёт, тебя никто не хочет избить или отобрать у тебя что-то.

[Ну, этот район, он как бы держит в себе весь город в своих рукавицах? Или в этом районе отражено всё лучшее, что находится в городе?]

Я думаю, не то и не то. Что-то среднее. Просто каждая центральная улица в центральном городе должна…

[Быть лучше.]

Да, быть лучше, чем все остальные районы. Поэтому, я думаю, так.

[Ну, поговорим немного об истории.]

Хорошо.

[Что вы знаете об истории Выксы?]

Два брата нашли здесь уголь, построили первые заводы и начали продвигать…

[Металлургию, скажем так.]

Нет-нет, не то, что… Не только металлургию, а в смысле развивать город.

[Развивать город. А что было на месте города до его основания?]

Лес, непроходимый лес.

[А от чего произошло само название «Выкса»?]

Некоторые говорят, что от реки Выксунка, если я не ошибаюсь.

[Выксунка, да. А как-то… Есть какое-то неофициальное название к Выксы?]

Честно говоря, не знаю.

[Ну, допустим, город металлургов, вот так вот.]

А, да, да.

[Кроме того что-то есть ещё?]

Нет, нет.

[А какие события прошлого больше всего повлияли на Выксу? На историю Выксы, на нынешний облик города?]

Приход к посту управляющего заводами Шухова… Не Шухова, а Шепелева.

[Как именно это повлияло? Что, где сейчас можно найти какие-то отголоски прошлого?]

Ну, если мы говорим о Баташёвых и Шепелевых, то это заводы, которые в Муроме и в Выксе, которые работают и по сей день. То есть это, я думаю, что-то да значит. Как бы…

[А знаете историю города в дореволюционное время?]

Нет, нет, никогда этим не интересовался.

[В [19]90-е как город себя вел?]

Нет, нет.

[Во время войны – тоже вот этого ничего не…]

Представление имею, но…

[Какие представления?]

Нет еды, нет денег, нет, считай, абсолютно ничего.

[Но считается ведь, что Выкса был самый незатронутый город Нижегородской области.]

Если в столицах всё было очень плохо с пропитаниями, одеждой или зарплатой, то мне сложно поверить в то, что какой-то провинциальный городок на этом фоне выделялся.

[Так. Следующий вопрос. Какие знаменитые личности имеют отношение к городу?]

Баташёвы, Шепелевы.

[А кроме них кого-то ещё знаете?]

Нет, нет.

[Ну, например, у нас есть актриса Ирина Пегова.]

Не слышал о такой.

[Про Пегову не слышали?]

Нет, нет.

[А сюда приезжали какие-то знаменитые люди?]

Ну знаменитые… Ну да, да, были. Но…

[Ну, кто больше всего запомнился из знаменитых людей?]

Лично я хотел бы не вспоминать о них. Потому что к тем приезжим знаменитостям у меня ну довольно-таки, не сказать, что негативное, но и не положительное отношение. Я просто не хочу всей вот этой вот лишней шумихи, вокруг них которая, я считаю, необоснованная и ничем не подкреплена.

[Feduk?]

Да. Да и не только он.

Границы города. Ex Libris. Улица Симы Битковой. Причины переезда из Выксы. Причины переезда в Выксу. Неофициальные названия улиц. Памятники Ленину. Бинарные часы (00:08:51 – 00:15:43; 00:17:15 – 00:24:58)

[А повлияло ли что-либо на исторический облик города? Ну, например, какие-то катастрофы, пожары? Что, какие-то катаклизмы происходили?]

Понятия не имею.

[Лесные пожары [20]10го года?]

Да, да. Не сразу о них вспомнишь.

[Да про них тяжело вообще-то забыть некоторым, а тут – тяжело вспоминается… Ну, давайте поговорим о структуре самого города. Где, по вашему мнению, проходит граница города?]

С недавнего времени, насколько мне известно, поселки вроде Мотмоса, Вили и Песочного, они все относятся…

[К району.]

К району, да.

[Выксунскому.]

То есть получается, что Выксунский район – он до вот этого знака… при… Табличка Навашино.

[А как... Ну да, понятно. А как вами ощущается граница, где начинается город, по-вашему? Например…]

Туртапка. То есть…

[Туртапка?]

Да-да, когда заезжаешь, то первое там – Туртапка, мне кажется, если я не ошибаюсь.

[Ну некоторые вот отвечают – где заканчивается лес, начинается город. Кто-то говорит: где заканчиваются вот эти одноэтажные дома деревенского типа и начинаются многоэтажки.]

Да нет, нет. Это всё же относится к одному району, то есть… А получается, начинается всё вот после первого знака о том, что ты куда-то въехал, вот с этого места.

[Где находится центр города?]

Наверное, улица Центральная.

[Это ощущается всеми – центр города в этом месте? Или это центр в карте?]

Центр в карте. А центр, наверное, города или места какого-то особого притяжения людей – это какие-нибудь либо магазины там или менее знаковые места.

[А можно ли выделить в городе какие-то районы или места, обладающие своей особой репутацией? Допустим, как вы говорили, Ex Libris – это светлое место, такое интересное…]

Да, да.

[Место.]

Это очень интересная библиотека, и я очень рад, что в Выксе появились вот такие вот библиотеки, которые есть, наверное, которые в основном в Москве, в Петербурге.

[Понятно. Какое… Какое место… Какое место, обладающее особой репутацией, особо важно для вас? Допустим, вот Ex Libris – что сделала эта библиотека для вас, в вашей жизни? Ну, какое-то… Центром притяжения стала, там вы обрели новых друзей…]

Да, да. Не то что обрели новых друзей, просто начал, продолжил общаться с людьми, о которых давно не слышал, о которых… с которыми был давно знаком, но не пересекался. Ну, наверное, в основном, основную часть времени – это просто какие-то прогулки без разницы, где, без разницы, какой твой пункт конечный.

[Существуют ли в городе части, которые облают своей особой репутацией? Ну, скажем так, в которых проживает определенный контингент – та самая элита? Или самые бедные районы какие, по вашему мнению?]

Не знаю, мне кажется, везде всё сбалансированно, просто в некоторых местах бедности и ярко выраженного вот это вот какого-то негатива чуть больше…

[Это какой район?]

[Смеется.] Боюсь ошибиться с названием улицы. Наверное, Симы Битковой.

[Симы Битковой? Вот эти щитки там, Сима Битковой?]

Где вот эта вот Пятерочка, девятиэтажки. Девятиэтажка, две пятиэтажки…

[Да-да.]

Да.

[Это улица Симы Битковой.]

Да, да. Вот эти вот два общежития.

[А… Обладает ли район какой-то особой репутацией… ну город… которая выражает его среди других городов?]

Ну лично для меня город – это население свыше одного миллиона человека. Да нет, обычный серый провинциальный городок, в котором не так много развлечений и не так много каких-то интересных мест.

[Ну то есть он ничем не примечательный? Если его сравнить, допустим, с Кулебаками, Навашино, Муромом…]

Да, он абсолютно точно такой же.

[Такой же?]

Просто…

[Всё одинаково?]

Ну да, да. За исключением как раз-таки вот этих вот знаковых мест вроде Ex Libris’а или Арт-резиденции.

[Места, в которых можно отдохнуть, да, пополнить свой запас сил…]

Да, да, как-то разгрузиться.

[Духовных.]

Да-да.

[Так. А зачем… Ну вот такой вопрос про местных жителей. Зачем они, почему, точнее, они чаще всего выезжают за город? Какая причина того, что местные жители именно на выходные уезжают?]

Только на выходные или вообще стараются?

[Ну сначала вот просто на выходные, почему на выходных именно жители чаще всего покидают этот город? А не остаются здесь и не идут, допустим, в этот же Ex Libris, Арт-резиденцию…]

Тут… Так, давайте по порядку. Это, во-первых, тот, кто ищет, и тот, кто хочет иначе, он всегда найдет и узнает. У библиотеки не такая большая реклама, и даже если кто-то что-то и слышал, то не особо-то обращает на это внимание. Более, наверное, старшее поколение, оно ну просто уезжает за город, допустим, на дачу отдохнуть, хотя… А так, чтобы уезжали, допустим, отсюда, это понятная причина. А вот просто… Ну…

[Ну почему, почему вообще из города переезжают? То есть насовсем вот.]

Здесь нечего делать. Здесь очень скучно, очень серо, уныло и…

[А в какие города в основном переезжают из Выксы?]

Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург.

[Почему именно такой выбор? Ведь это тоже серые города.]

[Смеется.] Не сказал бы. Просто, когда ты находишься очень долго в таких небольших городах, это становится очень скучно, уныло и наполняет какой-то обыденностью. А при приезде вот в такие как раз-таки города, это дает какое-то разнообразие. И в них гораздо больше даже развлечений или мест какого-то времяпрепровождения, гораздо больше тех же магазинчиков книжных или с комиксами или каких-то знаковых недорогих заведений, где можно отдохнуть.

[По каким причинам в основном переезжают в Выксу?]

Из какого-то… Ну, я могу представить, что из каких-то более мелких городов приезжают сюда. Но так, чтобы... Ну, может, конечно, люди устали от как раз-таки больших городов, если они жили вот там долгое время, и они хотят таким образом разгрузиться, перегрузиться, перезагрузиться.

[Но здесь ведь тоже негде перезагрузиться – это та же самая Москва, тот же самый серый город, просто он не такой шумный.]

В этом-то и суть. Здесь другой ритм жизни по отношению к Москве и Санкт-Петербургу. Возможно, люди устают из-за вот этого довольно быстрого темпа. Возможно, очень много для людей давящих на них высокоэтажек. Возможно, при приезде даже сюда тут же, по сути, гораздо всё спокойнее, гораздо меньше девятиэтажек. Здесь в основном лес, лес и неспешный ритм жизни. Всё довольно тихо, уютно.

[А какие в городе есть центры притяжения? То есть куда именно приезжают, для чего именно приезжают в Выксу?]

Обычные люди или…

[Да вообще кто угодно.]

Ну, при приезде это, наверное, первое – жилье… Это два известных мне хостела и гостиница. То есть это там можно остановиться, чтобы…

[Имеется в виду центры притяжения – это из-за чего они переезжают в Выксу. То есть какое именно место, завод их там, может, привлекает?]

Да, да. Завод – городообразующее предприятие, и именно на нем всё держится. То есть здесь высокие довольно… Самые высокие зарплаты здесь именно вот на таких вот предприятиях.

[На заводе?]

Да.

[А… Так. А какие-то есть неофициальные названия у улиц города?]

Да, но я не хочу их произносить.

[Почему? Это важно. Матерные?]

Без цензуры можно?

[Без цензуры – ну, пожалуйста, по-другому нельзя.]

[Смеется.] Ну, допустим, улицу Симы Битковой называют улицей Шлаковой или там Отбросочной.

[Отбросочная? Почему?]

Ну, как раз-таки из-за того, что в этом месте не сказать, что много негативного контингента, но всё же он именно на себя перетягивает внимание, и именно поэтому такое отношение.

[А может быть, есть такая история, которая доказывает то, что этот район является районом так называемых отбросов. То есть…]

Не я же придумал это название – просто до меня это дошло. Но я нет, не знаю.

[Это без доказательств всё?]

Просто не углублялся в эту тему и не могу со стопроцентной точностью доказать и говорить.

[А какие-то памятники? Допустим, как во многих городах памятник Ленина.]

Да, да.

[Его как-то называют по-другому – «полководец» или «зигующий» кто-то даже говорит.]

Вождь.

[Вождь, памятник вождю. А у нас есть в городе какие-то такие памятники, у которых другое название?]

Нет, не могу… Не припомню. То есть ну два памятника Ленину – и всё на этом.

[Допустим, Бинарные часы.]

Это скорее арт-объект, а не памятник.

[Ну его можно тоже в этот раздел отнести. И как, допустим, их называют сейчас люди? Никто ведь не говорит «бинарные часы».]

Я говорю «бинарные часы», потому что не знаю, как по-другому их назвать.

Ну, многие просто говорят «развалюха»… [Смеется.]

[Или там какая-нибудь «груда металла». Или говорят какая-нибудь «ржавая спираль» – как только их не называли, когда летом увидели при свете дня, какие они красивые.]

Ну, мне кажется, это просто какое-то нежелание или внутренний барьер по отношению к чему-то новому.

[Нежелание принимать?]

Да, даже это. Потому что когда ты видишь, что это ставят, и ты понимаешь, что это ставят не просто так, когда видишь это в работе, это очень интересно, это красиво.

[А вы сами понимаете, как работают, допустим, Бинарные часы?]

Есть опрос в социальной сети на… И два варианта ответа. Жители голосуют за тот или иной вариант ответа, а при помощи…

[Насколько я знаю, они там выбирают цвет.]

Ну…

[Какого цвета будет показываться час. И какого цвета будет там… зеленый основной будет в часах…]

Ну да, выбирают из вариантов ответа, щелкают. Потом это всё собирается, фильтруется, обрабатывается и…

[А как по ним определять время?]

Там палочки.

[А это возможно, как вы думаете, водителю сосчитать, когда он едет на ходу и такой думает: «Мне нужно узнать время». И ему говорят: «Вот же бинарные часы!» Он сможет по ним определить время?]

Нет, наверное, потому что я не знаю, я нечасто видел их вечером. Не знаю, нет, нет, ему будет проще…

[А вообще по ним легко время определить кому угодно? Допустим, прохожему, у которого есть время на то, чтобы посчитать.]

Нет, нет.

[Нет?]

Это какой-то то ли артхаусный, то еще какой-то шедевр. Разработчик, создатель этого всего, конечно, гений, но я вот не понимаю его.

[Он гений.]

Но он гений, да.

[Но наш город просто еще не готов к таким гениям, я считаю.]

Да весь мир не готов к гениям, без разницы, что это.

Место встреч. Разваливающиеся здания. Атак. Новый универмаг. Арт-Овраг. Граффити, Крыша. Асфальт. Состояние дорог (00:25:03 – 00:31:20; 00:32:44 – 00:34:40; 00:35:14 – 00:37:28)

[А какие знаковые места или объекты используются у нас как место встреч?]

Кафешки разные.

[Ну, это очень редко. В основном, когда ходят гулять, где все договариваются встретиться?]

У парка, у кинотеатра.

[Кинотеатр – это имеется в виду какого кинотеатра? У нас как бы один есть такой полуубитый кинотеатр…]

А. Его даже не считают.

[Который разваливается.]

Это дворец Ленина, Ленина, да. Он разваливается.

[Нет, я имела в виду кинотеатр Родина. Вот у него ты имеешь в виду, что встречаются?]

А, нет, нет.

[Или около…]

У дворца Лепсе.

[Дворца культуры имени Лепсе, да?]

Да, получается, у нас два разваливающихся здания, которые никому не нужны…

[Да.]

Которые стоят уже больше пятнадцати лет, но никто с ними ничего не делает.

[Как…]

Мне прям нравится вот это вот…

[Да. Мотив вот этого…]

Обожаю.

[Да. Но…]

Советский Союз ушел, а разваливающаяся вся вот эта вот фигня осталась. Прикольно, мне нравится, лайк.

[Но просто жители – они договариваются встречаться в основном в кафе, да, по вашему мнению?]

Ну да.

[А если вы хотите погулять, вы где будете договариваться?]

У парка. У дворца Лепсе…

[У парка где именно, где именно?]

У центрального входа в парк, у входа в парк напротив Бристоля, у Атака…

[Бристоля?]

Ну, да, там просто... У тебя…

[Это главный вход в парк называется.]

Как я и сказал – центральный вход в парк.

[Вот.]

Просто там как бы перейдёшь дорогу – и у тебя там Бристоль сразу же, вот прям прямо. Это… Мне нравится, ты прям идешь и такой – о, я прямо туда зайду.

[И всё? Многие говорят – Атак.]

Так я назвал его.

[Нет, вот я имею в виду – Атак: почему говорят Атак, а не Новый универмаг?]

Не знаю. Ну, просто он… До Атака, насколько мне известно, был магазин, который так и назывался.

[Новый универмаг].

Да.

[Сам торговый центр вот этот называется Новый универмаг.]

Да.

[Потому что он после Старого универмага построен.]

Это логично.

[И как выражалось мнение однажды, название это произошло от того, что нынешнее поколение не приемлет старого названия. То есть новый универмаг – ну, что в этом прикольного?]

Ну…

[А пришел какой-то новый центральный такой магазин, такой Атак, что-то такое более популярное, и они все начали называть: «Атак».]

Не знаю, я вот называл его «Новый универмаг» или «Торговый дом «Выкса». То есть…

[Это слишком долго.]

Ну…

[Даже если сказать таксисту «нам до «Атака», он поймет быстрее…]

Да, ну…

[…чем если ты скажешь ему «нам до Нового универмага».]

Ну, не знаю, мне кажется, это просто…

[Это неприятие старого, отторжение?]

Я бы не сказал, что неприятие и отторжение, а просто некий подростковый максимализм что ли или что-то в этом такое, что-то в таком роде.

[А существует ли у города какой-то свой символ отдельный или бренд?]

Завод.

[Бренд города – это завод?]

Да, да.

[А существуют ли в районе здания, которые отличаются своей уникальной спецификой? Допустим, интересный дизайн или возле них там какой-то ландшафт во дворе какой-то особенный.]

С момента начала проведения в городе ежегодного фестиваля Арт-Овраг – да, Арт-Овраг очень изменился… Город очень изменился за эти девять лет – спасибо Арт-Оврагу.

[А какие именно дома, допустим, ну какой вы, например, дом знаете, который особо выделяется в городе?]

Их несколько. У них на торце, если я правильно называю…

[Можете адрес назвать?]

Центральная, дом четыре, если не ошибаюсь.

[Микрорайон Центральный, дом четыре.]

Да, да, там граффити. Вот просто на всю стену дома, где очень красиво нарисованы поля пшеницы… или парень, или молодой человек, или мужчина, он стоит с косой и... И это очень красиво, я считаю, нарисовано. Еще…

[А можно про это место еще вопрос задам? А как-то люди, какие-то есть с этим местом истории связанные? То есть кто-то около… Ну, не знаю, какие-то конкурсы проводились с этим местом, кто-то там встречался около этого места? Какие-то у вас личные истории, с этим местом связанные, есть? Просто нужно это место как-то запечатлеть особенно.]

Я понял, да. Я думал, говорить или не говорить, но лучше сказать. В общем, у этого дома, где это граффити, была открыта крыша, и ночью летом не было… когда не было облаков и когда в какой-то момент выключается уличное освещение, там очень красиво было смотреть на звезды или на луну.

[А вы туда часто ходили?]

Да, да. Естественно, я ничего такого не употреблял, а просто наслаждался звездами, видом.

[Немного личный вопрос: какой компанией вы туда ходили?]

С совершеннолетней.

[Нет, компанией – имеется в виду друзья или это была, допустим, была девушка?]

Друзья, друзья.

[С кем вы проводили там свое время? С друзьями?]

Да.

[А еще какое место вы мне хотели сказать?]

Да, я хотел сказать, что несколько домов, где нарисованы граффити… Справа от девятой школы есть дом. На нем был портрет, я не помню… Адреса точного, к сожалению, сказать не могу.

[Вы можете нарисовать примерно, как это находится, где это находится?]

[Рисует карту.]

Как-то так.

[То есть сейчас это граффити закрыто?]

Да, да, его не видно и нельзя как-то увидеть.

[А подпишите, что это микрорайон Гоголя.]

А это не микрорайон Гоголя.

[А что это?]

Школа номер девять находится на пересечении трех микрорайонов.

[А примерно сделайте это, дорогу вот эту вот…]

Хорошо, я понял.

[Чтобы… Просто нужно, чтобы мы понимали, где это находится. Это пешеходный переход?]

Да, да, здесь дом Юбилейный, семьдесят четыре, если не ошибаюсь. Вот. Вот.

[А дорога, вот это вот дорога, надо нарисовать дорогу, чтобы всем понятно было.]

Я надеюсь, так понятно?

[Дорога, да.]

Машины я…

[То есть вот это… А вот это находится, школа номер девять, она сама находится в Юбилейном или в Жуковке уже?]

Ну, как я и сказал, точного адреса я ее не знаю, но просто тут у тебя три микрорайона, и она стоит вот…

[А какие три микрорайона? Я только вот вижу Юбилейных и Жуковку.]

Юбилейного, Жуковского и, наверное, Гоголя, хотя там не особо-то… Да, да.

[Подпишите, что здесь микрорайон Жуковского находится уже.]

[Рисует карту.]

[То есть в городе про районы говорят не «микрорайон Жуковского», «микрорайон Юбилейный», а просто «Жуковка», «Юбилейный», «Гоголя»?]

Да, да.

[Чтобы не утруждаться и не говорить ничего лишнего.]

Да.

[Ну в принципе понятно, да. Вот здесь вот подрисуйте круговое – и всё.]

Хорошо.

[Потому что тут вот круговое движение есть. Вот, теперь понятно. Теперь поговорим немножко о дорогах.]

Еее.

[Дороги и транспорт – это такое…]

Насущная, животворящая, болящая, самая больная тема.

[Да, особенно когда сейчас в городе ремонтируются дороги, да, это самое сложное.]

Да, очень плохо ремонтируются. Потому что все мы знаем о качестве…

[Асфальта.]

…проводимых работ компанией, и какой после этого асфальт.

[Асфальт…]

Недолговечный.

[Все говорят, что асфальт этот был б/у, который сняли, переплавили и его кладут. Разогрели снятый асфальт и его же укладывают.]

Не знаю, может…

[Многие говорят так.]

Может, это экономически выгодно.

[Экономически выгодно, да, асфальт переделывать, а леса тушить невыгодно, да?]

Да, да, так и есть.

[Да.]

Нет, просто тебе гораздо выгоднее снять, наверное, старый, растопить его и потом положить заново, чем утруждать себя…

[Тратиться на новый.]

Да, и делать всё это хорошо.

[Но это в первую очередь для администрации невыгодно, нежели там для подрядчиков, которые выполняют работу.]

Ну, сколько тебе заплатили, так ты и сделаешь, наверное.

[Ну да. А какие-то есть особые участки, с особо плохой дорогой?]

Так сразу навскидку не могу выделить. Но да, естественно, они есть.

[Но самая ужасная дорога в каком районе находится? Ну, допустим, раньше, когда ехали по Пушкина, невозможно было проехать. А теперь на улице Островского, когда, как выезжаешь, когда особенно сняли дорогу, и там теперь, как это, по войне едешь.]

Да, да.

[Как после войны.]

Ну, не прям после войны, но да. Там еще первый этап подготовки к асфальту.

Выкса-10000. Павильон будущего. Единорог. Церкви. «Разношерстный» контингент. Больше «хороших» людей. Злобные пенсионеры (00:37:42 – 00:51:10)

[Какие памятники и мемориальные места есть в городе? Мемориалы именно какие-то есть? Ну, вечный огонь – около вечного огня же есть памятники?]

Ну, мне кажется… Ну да, памятник Неизвестному Солдату, но это есть везде, в каждом городе и абсолютно везде. То есть это не сказать, что прям… прям то, что есть только в этом городе.

[Ну то есть ничего такого особенного, того, что выделяется, нет.]

Повторюсь…

[Всё как у всех.]

Это библиотека Ex Libris и «Арт-резиденция».

[Мне кажется, вам заплатили за рекламу этого места.]

Нет, просто это единственные нормальные места. И я бы был очень рад, если мне заплатят.

[А есть какие-то туристические объекты в районе? Куда в основном приезжают туристы, что хотят увидеть?]

Честно говоря, я не знаю.

[Например, промышленный туризм.]

Самая большая роспись…

[Выкса-10000, да.]

…10000 метров квадратных, которая вообще не понимаю, что означает. Даже «Черный квадрат» Малевича более легко понять, чем это.

[Индустриальный парк. Находится тоже на заводе, тоже наподобие Выкса-10000, только малых размеров.]

Не знаю, не видел.

[Ну а всё-таки, если к вам, допустим, из другого города приедут в гости друзья, из, допустим, из Нижнего или Москвы, куда вы их поведете в первую очередь в Выксе?]

К себе домой.

[А во вторую? Назад на автобус на поезд, да?]

Нет, это очередь в пятую. Ну, просто прогуляться по…

[А где вы будете гулять?]

Пройдемся по парку.

[Какой будет маршрут? Мне интересно сам маршрут.]

Я понял.

[Какой вы пройдете?]

Центральная дорога.

[Центральная дорога – в смысле?]

Центральная дорога в парк.

[То есть по центральной аллее в парке.]

Центральная аллея, да. Потом это Павильон будущего.

[Павильон будущего.]

Затем это… Затем это, наверное, просто неспешная прогулка по всему, ну по улицам города. Не прям по каждой, а вот…

[А вот что в парке покажете именно? Просто пройтись по дороге – это… Ну, пройтись по аллее и увидеть Павильон будущего – это же не совсем всё интересно. Допустим, единорога – вы покажете им этого единорога, символ города?]

Да…

[Потому что многие говорят, что центр притяжения нашего города – это единорог.]

Да, да. Естественно, я покажу им первого единорога и второго единорога.

[А в музей?]

В музей городской?

[Наш музей. Поведете их в наш музей?]

Нет, не думаю.

[Почему?]

Ничего особо такого интересного они там не узнают.

[Ну, а как же история Выксы, которую там могут рассказать? Историю создания города.]

Если человек сам заинтересуется, он сам спросит сам попросит его туда повести. То есть на добровольно-принудительной основе я бы их туда не потащил. То есть если человек скажет «мне это интересно», я скажу «окей, пойдем сходим».

[Но раз такое рассуждение, давайте перейдем в такое крайнее русло – давайте поговорим о церквях.]

[Смеется.]

[Из крайности в крайность.]

Мне кажется, половина… Вот после этого момента интервью закончится.

[Почему?]

РПЦ.

[Какие вы знаете церкви в городе?]

«Большая» церковь, «малая» церковь.

[Монастырь Иверский.]

Монастырь, да, который…

[Женский Иверский монастырь.]

Ну не только он, да. В общем, знаю много, сказать могу мало.

[Так. А какие-то истории, связанные с ними, есть? Допустим, вы знаете историю создания этого места или просто какая-то история с ними связана была?]

Да, да.

[Как вас, допустим, в детстве заставляли ходить, молиться...]

Нет, нет, такого не было. У меня хоть и верующая семья, но они не отбитые христиане.

[А что было?]

Даже скорее не то, что отбитые христиане, а отбитые православные. Потому что в каждом религии есть свои отбитые адепты.

[Да. То есть…]

Говорить негативно о какой-то определенной одной религии неправильно. Есть, как и в любой нации, в любом народе свои, скажем так, отбитые адепты.

[А как вы относитесь к ситуации, когда монастырь отобрал здание у техникума?]

Смотрите, есть две точки зрения. Во-первых, до революции 1917 года при… при правлении царской семьи Церковь обладала довольно большими… большой территорией земли. После революции 1917 года власть у Церкви, естественно, стала гораздо ниже. И сейчас потихоньку Церковь опять набирает свою… свои прежние владения, земли, и Церковь снова становится великой.

[Ну, я думаю, по вашему взгляду понятно, что мы больше про церковь не хотим говорить.]

Да, да.

[Особо эта тема…]

Нет, я могу много говорить, но, мне кажется, многие оскорбятся, и это интервью не выйдет.

[Да. Давайте поговорим про жителей и посетителей города вообще. Существуют ли какие-то неофициальные названия для жителей района? И города, в общем-то. Город, район…]

Ну, выксунцы.

[Просто выксунцы?]

Ну да.

[Не заводчане? Говорят: «Ой, эти заводчане приехали…»]

Скорее в негативном ключе.

[Негативный ключ – это как «москвичи», когда мы говорим, как-то это многие с негативом говорят.]

Нет, нет, не сказать. Ну да-да-да, да, но у каждого слова можно при желании найти положительные и отрицательные черты. Как и везде.

[А как охарактеризовать контингент, проживающий в городе?]

Разношерстный

[Разношерстный?]

Да.

[В основном есть какие-то такие отрицательные персонажи? Ну такие, как это сказать, вот… Существует ли какое-то большинство людей, которые довольно-таки злы, ко всем злобно относятся? Как, допустим, говорят про заводчан… Все говорят, что все заводчане злые.]

Не сказал бы.

[Не все?]

Нет, просто люди могут быть усталыми, и может что-то гложить.

[Начальство.]

Да, да.

[Начальство, работа.]

Человек же по своей природе не может быть злобным существом – он просто так не становится злобным.

[А какие возрастные… Ну, какой возраст у среднего выксунца, допустим, среднего проживающего выксунца, как это объяснить… Какой возраст…]

Подросток девятнадцати… Шестнадцати-девятнадцати лет.

[То есть шестнадцать-девятнадцать лет – такие люди больше преобладают в городе?]

Ну, просто это…

[Основа города кто – подростки или пенсионеры? Или заводчане?]

Всех по одинаковому количеству, они одинаково преобладают то есть. Выделить какую-то одну я не могу. Ведь, повторюсь, во всём есть как хорошее, так и плохое.

[По вашему мнению, каких больше ощущается?]

Плохих, хороших или подростков, пенсионеров?

[Вообще людей в городе каких больше ощущается – плохих или хороших?]

Я думаю, что всё же хороших.

[Всё же хороших?]

Ну, я хочу на это надеяться.

[С какими целями люди приезжают в город? Точнее, ну, вот социальный портрет среднестатистического приезжего выксунца, в Выксу, точнее.]

Мне сложно представить, чтобы человек в здравом уме приехал из Москвы, Питера, Нижнего Новгорода, Челябинска, Чебоксар или какого-то другого города сюда. И такой, сидит на кухне в своем городе и говорит: «Так, мне нужно прямо вот срочно съездить в Выксу». Это, мне кажется, очень безумные люди, очень странные.

[А как часто в городе встречаются бездомные?]

Я их нечасто вижу, очень редко.

[Ну вот сейчас их стало мало или вообще было?]

Я думаю, что в какой-то определенный период времени человек перестает обращать внимание, без разницы на такие вещи. То есть, мне кажется, что мы просто не замечаем этого, не видим.

[А за то время, что вы проживаете в Выксе, вы меняли своё место проживания?]

Нет, как с 2006 живу по одном адресу, так до сих пор и проживаю.

[Вы хорошо знакомы со своими соседями? Какие у вас с ними отношения?]

Есть очень плохие, мерзкие люди. Есть в подъезде и нормальные.

[Пенсионеры?]

Пенсионеры, кстати, очень злобные – мразоты те ещё, серьезно. Не все пенсионеры, а проживающие, вот соседствующие со мной. Просто таких мразот я, мне кажется, не встречал. Вот да, да, ты человек пожилого возраста, тебе скучно, но нафига делать то, что делали они?

[А как пенсионеры относятся к новым жителям дома? Или вообще, как старые жители дома, как вы, допустим…]

По-разному.

[Давно живете – как вы относитесь к своим новым соседям?]

Мне без разницы абсолютно, если они…

[Адекватные.]

…не нарушают мое, моего покоя, то мне всё равно. Хоть это люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией, хоть это еще что-то – если кто-то не вторгается в мое личное пространство, не делает то, что мне не нравится, мне всё равно.

[А существуют ли какие-то традиции у жителей вашего дома?]

Нет.

[А цветы сажать перед подъездом тоже бабушки не ходят?]

Ну, наверное, есть такое, просто я, опять же, не замечаю.

[А часто ли вы, ну вот на протяжении всей своей жизни, вы выходите просто к себе во двор отдохнуть из дома, погулять?]

Нет, нет. Да, из дома выхожу, но я не сажусь на лавочке там перед домом, потому что к тебе могут подойти соседи и сказать: «Что ты тут делаешь, ты что, дегенерат? Почему ты там шумишь?» А ты сидишь спокойно – вообще ничего такого не делал.

[А это почему? Это такой контингент в Гоголя?]

В подъезде именно моем.

[В подъезде?]

Да. Ну вот ты просто, допустим, сидишь с друзьями вечером – к тебе подходят, говорят: «Уйди отсюда, мы сейчас здесь сядем». Хотя у тебя там есть место.

[Ну то есть это такой негативный отголосок о жителях твоего района, да?]

Выксунцах?

[Да, да. Да не о жителях района, а вот вообще о проживающих…]

Да, да, да. Не знаю, может, там в некоторых городах прям все чуют такие – «ааа, иногородец приехал», и пока они не скажут что-то про него плохое, у нее, у них сердечко не успокоится.

Профилакторий. Друзья. Лед. Обмен. Граффити. Служба отца. «Иди на завод». «Без двадцать» (00:51:12 – 01:02:04; 01:04:10 – 01:04:53)

[Сейчас самый интересный блок, в котором могут быть истории. Это блок «детство». У вас… Сколько, говоришь, лет тебе было, когда ты сюда переехал?]

Лет шесть. Ну да, шесть лет.

[У вас в районе были какие-то места или вообще во всём городе, про которые вам рассказывали страшные истории, и вы потом с друзьями туда ходили?]

Да, разумеется – это заброшенный пансионат, или как он называется…

[А где находится? А, профилакторий, который на Белякова, по-моему, находится, да?]

Да, такое заброшенное четырехэтажное здание. Там было очень интересно, весело.

[А какие истории? Можете хотя бы одну рассказать?]

Ну, допустим, то, что… Допустим, то, что там обитают наркоманы, и ты там если в какой-то определенный промежуток времени придешь, тебя там уколют шприцом, и ты станешь наркоманом. Как при укусе ты становишься вампиром…

[Заразишься.]

Да, так и тут у тебя – тебя там сделают наркоманом, и всё. Это было весело. [Смеется.]

[Делали кого-то наркоманом?]

[Смеется.] Нет, нет, ни разу.

[Ну а всё же – какие еще есть истории о каких-то страшных местах? Дворец культуры имени Ленина, допустим.]

Нет, я был в нем, когда он еще работал, то есть… Вот до закрытия двора имени Ленина я успел там побывать, но ничего такого не припомню.

[А после закрытия?]

Я там не был ни разу.

[А по какому принципу в вашем дворе организовывались дворовые компании?]

Ну, когда я только-только приехал, моими первыми друзьями стали люди, которые жили в соседних от меня домах, на одной и той же улице, считай. Потом…

[Принцип соседства то есть был?]

Да. Но не только он – допустим, это были друзья из других микрорайонов. То есть у нас не было такого, что там, допустим, ты из Гоголя, как в играх, в игре San Andreas, что ты там Ballas или Grove Street, такого не было.

[Есть какая-то интересная история из детства?]

Да полно.

[Например? Связанная с каким-то определенным местом в Выксе. Допустим, в каком-то дворе первая драка…]

Мы уже… Мы уже собирались по домам, и это была зима, лед – льда было очень много. И мы уже распрощались, нам идти в разные стороны. Мы поворачиваемся, идем – и все дружно падаем лицом на лед.

[А это где было?]

Ну, в Гоголе.

[А возле какого дома такой интересный каток?]

[Смеется.] Возле дома номер десять, наверное, было.

[То есть это был лед, вы все поскользнулись? Или вы все так решили флешмоб устроить?]

Нет, мы просто… Было позднее время, мы расходились по домам, и так вышло, что мы случайно синхронно в знак нашей дружбы решили упасть. Мы просто поскользнулись.

[Поскользнулись в знак вашей дружбы – интересно.]

Да-да, это просто… Мы не хотели уходить друг от друга.

[А как вы общались с детьми, с компаниями из других районов?]

Да так же, как с друзьями, если это были мои друзья.

[Конкуренции какой-то там…]

Нет.

[Не было драк?]

Нет. Мне кажется, только отбитые люди ходят и, допустим, ты там из этого района, я – из этого, надо тебе лицо разукрасить.

[То есть на стрелки вы не ходили?]

Нет.

[Так называемые. Ладно. А какие игры были популярны во дворе?]

В детство? Ну в мое детство?

[Да]

Да те же догонялки, прятки, казаки-разбойники. Там бегали…

[Так. А существовали между детьми практики обмена?]

Да, да. Ты мог там обменяться компьютерной игрой на диске или… Ну, чем-то таким, да разумеется.

[А какой-то самый интересный обмен?]

Сейчас, увы, не вспомню.

[То есть не припоминается.]

Да, я помню, что он был, но конкретных случаев не могу вспомнить.

[А обычно-то в основном чем менялись, самое основное?]

Дисками с играми.

[То есть «я наигрался, теперь ты»?]

Ну нет – ты, допустим, да, тебе хочется поиграть во что-то новое – ты обмениваешься, а потом типа возвращаешь, потому что это этикет или вежливость какая-то.

[Ясненько. А больше всего что ценили? Какая-то там определенная игра была, которую все, которая побывала у всех в руках?]

Ну в детстве были журналы с карточками – вот карточками тоже обменивались.

[Карточки?]

Да-да-да.

[А в вашей дворовой компании были лидеры?]

Да нет. Нет.

[Вы все как-то равнялись?]

Да. Там просто были чуваки, которые смешили тебя вот просто с ни фига. Ты идешь, у вас там… Вы идете в тишине, и в какой-то момент начинается просто дикая смешная фигня, которую говорит тебе твой друг…

[Например?]

Ну, например, ты идешь усталый, усталый откуда-то, и вы… И твой товарищ начинает просто дико угорать по пустякам. И ты угораешь вместе с ним, потому что «чего он угорает, а я нет».

[А были ли у детей попытки заработка?]

Ну да, разумеется. У меня есть очень хороший друг, который в пятнадцать-шестнадцать лет уже работал поваром.

[Неплохо.]

Да.

[И заключительная часть, наверное, это опрос. Это будет про мелкий бизнес разговор. Существовали ли на вашей памяти виды уличных услуг, то есть уличный бизнес, в городе?]

Нет, я не припомню такого.

[А сейчас бабушки продают, допустим, семечки?]

А, ну да, да, есть, там привозят арбузы, разные фрукты-овощи свои. Да, это есть, и сейчас осталось.

[А какие самые яркие объекты уличного общепита вы можете назвать в городе? Два места буквально, три места.]

Ну, есть такие какие-то ларьки по продаже еды – и всё.

[Ну, какое-то одно место, куда вы ходите всё время?]

Нет, не буду говорить его название, потому что это будет реклама, а оно мне не очень нравится, и там просто от безысходности, когда очень есть хочется.

[А с какими видами уличного искусства вы сталкивались в своем городе?]

Стрит-арт.

[Стрит-арт. А как к этому искусству относится общественность?]

По-разному.

[Ну в основном?]

Я говорю – по-разному, то есть ничего такого не выделяется. То есть кто-то негативно, кто-то – положительно.

[Ну то есть как это, как всегда.]

Да, да.

[А вы как относитесь к искусству Выксы?]

К искусству в Выксе или искусству Выксы?

[Искусству в Выксе.]

Естественно, это очень хорошо. Мне нравится то, что сюда приезжают художники, они рисуют огромные граффити прямо на стене дома и вкладывают свою душу в это. Это прям очень классно и здорово, красиво.

[Ну, вот несколько вопросов про металлургию я вам обязана задать, так как мы всё-таки в городе металлургов.]

Этого было бы не избежать, да, давайте.

[Многие в Выксе работают на заводе. Вы тоже работаете?]

Нет.

[Может быть, кто-то из ваших родственников работает на заводе?]

Нет.

[А где, например, работают ваши родители? Ну вы говорили про то, что ваш отец – военный.]

Да, да, военный в смысле не то, что… До, наверное, 2000-х годов служба была два года, и подписывал контракт на двадцать шесть лет. То есть он как раз-таки и подписал контракт на двадцать шесть лет и… военный. Вот поэтому основной род его деятельности – это была служба в армии. То есть потратить двадцать шесть лет своей жизни, чтобы служить в армии, это да, это военный. Естественно, я не говорю ничего негативного про военных, потому что тут, как и везде, есть хорошие и плохие.

[А в Выксе многое связано с заводом?]

Да, да. Допустим, когда ты там оканчиваешь школу, у тебя там сразу: «Куда работать пойдешь?» Ты говоришь, допустим туда-то, туда-то. И тебе сразу: «Иди на завод!» Это прям дико раздражает и бесит. А еще знаковое событие – это, как я уже ранее говорил, это фестиваль Арт-Овраг, который…

[А вы не знаете, допустим, о заводских каких-то шутках или оборотах речи? Как-то по-особенному заводчане говорят?]

[Разговаривает по телефону.]

[Ну так вот, знаете ли вы какой-то особый… на каком-то особом языке говорят заводчане или нет? Или они говорят между собой так же, как просто на улице?]

«Без двадцать», допустим.

[«Без двадцать»?]

Да.

[«Без двадцать полчаса», как я однажды слышала.]

Да, да, примерно.

[Одежда на праздники – что люди обычно надевают на 9 мая? Они идут когда в колоннах в своих в заводских костюмах или в форме, в спецовке? Либо же они идут, просто празднично наряженные?]

Ну, просто как… Празднично наряженные. То есть это, допустим, могут быть брюки, туфли и белая рубашка.

[Ну, я думаю, что на этом всё – основные вопросы как бы закончились.]

Благодарю.