Насыбулова Маяна Ринатовна (1989). Москва

Переезд в Москву. Характеристики Бабушкинского района: спокойный и семейный (00:00:00-00:03:50)

[Мы расспрашиваем об объектах, о каких-то локациях значимых, это могут быть серьезные памятники архитектуры, а может быть там пивной ларек, шаурмичная, которая важна лично для рассказчика.]

Но опять же тот факт, что я недавно живу в Москве.

[Но уже где-то лет пять?]

Дорогуша, вы обознались, мне не нужен психоанализ. Нет, в Москве я живу два года, раньше я просто приезжала там на месяц, на два, ну, то есть надолго, но прям живу, я переехала два года а у себя на районе я живу, сейчас скажу, даже точно

[Со времен студии «Гаража».]

Ну, полтора года, полтора года я живу у себя на районе. Но когда я уже начала быть частью студии «Гаража», я еще не жила в этом районе, я постепенно нашла там квартиру и переехала

[А о каком районе речь?]

Бабушкинский.

[А почему ты выбрала именно этот район?]

Ну, чтобы ближе к мастерским, в которых я собственно базировалась восемь месяцев, ну, чтобы меньше времени на дорогу тратить.

[То есть мастерские на ВДНХ?]

Да, мастерские на ВДНХ, ну, они до сих пор там.

[Как тебе кажется, кто живет в этом районе, какие там люди?]

Я всегда шучу, что в Бабушкинском районе живут бабушки, ну, у меня просто правда много в доме милых бабушек. Какие же у нас милые бабушки, у нас самые лучшие бабушки в Москве. Ну, вообще складывается впечатление, что это такой очень спокойный, благонадежный семейный район, то есть там нет какой-то ночной жизни, вечерней движухи, вот такого я ничего не замечала, никаких там тусовок каких-то вот, ну, вот этого всего молодого, ну, там много парков, всяких супермаркетов, и как-то так спокойно благостно. Вообще ощущение, что это даже и не совсем Москва, ну, это как бы и не Москва.

[А почему?]

По-моему, это назывался сначала Лосиноостровск, потом Бабушкино, а потом в 1950-х годах его присоединили к Москве и сделали Бабушкинским районом. А Бабушкин в честь летчика. В ландшафте есть ощущение другого города, в архитектуре вот в этих делах и в целом очень похожа на какие-то маленькие города Урала и Сибири, в которых я бывала в детстве. Немножко там что-то может быть есть от Барнаула, чуть-чуть там от Серова, ну, то, что там есть большие куски района, там где только пятиэтажечки такие с двориками стоят, ну дворики все такие обжитые, там клумбочки везде, везде ухаживают, везде очень приятно, совершенно не приживается никой вандализм, никакой стрит-арт, убираются в секунды, это тоже вот как-то усиливает вот это ощущение, то что это район бабушек.

Уличное искусство в Москве. Дворы Бабушкинского района (00:03:50-00:07:31)

[Про стрит-арт, там вообще ничего нету?]

Даже как бы я пытаюсь сделать, ничего не приживается, то есть в Москве в целом не приживается стрит-арт, там есть только отдельные какие-то улицы, там подворотни в центре.

[Это где, например? Где приживается на каких улицах?]

На Китай-городе есть улицы, где типа как будто бы реже проводят зачистки и поэтому там есть чуть больше времени, когда всё обрастает рисунками, и ты такой гуляешь по Китаю и заворачиваешь в какой-нибудь переулочек и там много рисунков, всякого такого, я там тоже не раз рисовала, но все равно.

[В каких переулках самый хороший стрит-арт, самый живучий стрит-арт?]

Его все равно везде зачищают в Москве, но типа возле, допустим, винзавода, Артплея и вот на Китай-городе.

[Ну, этот переход, да? Который вот идет к Винзаводу от Сыромятнического?]

Да, вот он и там дальше по фасаду, и вот эта улочка я периодически туда ходила рисовать, но я после последнего задержания моего.

[Серьезно, тебя приняли за рисунки?]

В Питере.

[А, в Питере не тут.]

Вот, да, после последнего задержания я осознала, что я крайне беспечно занимаюсь стрит-артом, что я на самом деле ну, мне просто везло, мне очень везло. Я прям, меня это сильно осадило и я сейчас как бы, не знаю, да и в Москве это не оправдано совсем заниматься уличным искусством.

[А почему?]

Я ж говорю, не остается ничего. Иногда несколько часов, максимум, что ты можешь получить от стрит-арта в Москве – это фотография, ну, может быть, по каким-то районам, если вот там типа прямо целенаправленно, районы там вдоль, нет, все равно везде зачищают. Вот у нас здесь я, когда хожу на МЦК, я перехожу железнодорожные пути и там есть заборы вот эти бетонные и какой-то момент их расписали, но все равно потом закрасили, недолго это все держится.

[Это закрашивают городские власти или это закрашивают другие художники?]

Да, городские власти, они какие-то систематические проводят зачистки, то есть какие-то вот куски, где я езжу на электричке, и там видно, что там линия много граффити, но я смотрю и прямо понимаю, что это тоже рано или поздно закрасят, нет ничего, что бы там осталось надолго. Ну, если есть, то совсем мало.

[Ну знаешь Моторола – герой России я бы не прочь, чтобы закрасили.]

Кузнецкий мост, Китай-город, где-то я иду не по Маросейке, а там же еще храм какой-то, о, где-то здесь, где-то тут, там еще у моего кореша мастерская, вот Солянка.

[Это не Хохловский переулок?]

Да, Хохловский переулок.

[И там же куча складов была.]

Да, да, вот Хохловском переулке как раз более-менее дают чуть-чуть поднакопиться граффити и другим формам стрит-арта, а потом все равно зачищают, а потом она снова накапливается, снова зачищают. У винзавода такая же абсолютно история, вот у нас на районе не приживается вообще ничего, какой бы формы оно ни было, там суперинтеллигентной, эстетской.

[А лебеди из покрышек?]

По-моему, я не видела у нас лебедей из покрышек, но у нас так больше, знаешь, клумбы делают, там камешки раскладывают. Нет, есть один двор милый недалеко от моего массажиста.

[Это где?]

Ну, Бабушкинский район, вот у меня там в Бабушкинском, я ходила через дворы, и там есть одна милая клумба, украшенная игрушечными лошадьми, такими реалистичными, и это смешно, потому что они такие. ну, они реалистичные, только вот ну такого размера примерно и они среди этих цветов очень красиво сидят. Ну, в общем-то, даже как будто бы и не пошло совсем.

[Я еще хотел про Хохловский переулок расспросить, там же сквоты очень давно еще как бы с советских времен?]

Так их нет уже.

[Их уже нет? А у друга твоего мастерская где?]

А у него во дворе, но у него от Союза, у него всё чин по чину. Сквотов там нет. там много пустых всяких посещений. Знаешь, у Марата Гельмана есть проект, который он хотел делать, потом прошло много времени, он его не делает, я не знаю, будет ли он его делать, мне кажется, это не очень реалистичная история. Он хотел договориться с властями по поводу вот этих пустующих красивых помещений центра, чтобы художники превратили их в музеи, ну, в рамках одной выставки типа, что какое-то пустующее помещение назвать там музеем расчесок, и сделать там проект выставку музея расчесок, вот и он хотел вот так вот, типа, чтобы художники придумывали разные музеи и создавали из этих вот пустых памятников архитектуры, которые стоят в том числе и на Хохловском переулке.

[А в Хохловском переулке и вот этих всех штуках там вообще какая-то жизнь есть?]

Да, там точно есть один дворик, где много всяких уже достаточно цивильных заведений, магазинчиков и всякого такого, какие-то помещения прямо видно, что стоят пустые. В каких-то нижние этажи сдаются, там как будто бы тоже какие-то культурные пространства, что-то происходит вообще не очень понятно.

[Я слышал, что там было место обиталище бомжей одно время.]

Запросто такое могло быть, но мне кажется, что сейчас и это невозможно. Мне кажется, сейчас гораздо больше контроля и внимания к таким места, особенно, ну, типа это Китай-город, это самый центр, т есть в целом может быть и вполне реально, что –то сквотировать и сейчас в Москве, но не на Китае.

[А вообще в сквер к синагоге ходите тусить или уже не ходите?]

Слушай, так и не ходила никогда? Я каждый раз когда приходил, там закрыто было, последние раза два ходила, опять было закрыто, и опять были все граффити закрашены и вот и просто можно только в бар попасть.

[А вот вообще какие-то локации, ну, то есть в Москве вообще любимые, это может быть в центре или не в центре, и на Китай-городе и в пределах бульвара, Чистопрудного, Покровского.]

Тут, видишь, в чем дело, что я на самом деле не так часто выбираюсь в центр, вот я, ну, типа не знаю, ну, во-первых, я не пью, вот и мне практически нечего делать в барах, я предпочитаю есть то, что готовлю сама, не знаю, то ли от жадности, то ли от чего-то, ну, то есть у меня крайне редко бывает, что я куда-то выбираюсь, там в какое-нибудь заведение типа поесть-попить.

Кинотеатр «Вымпел». Самые дешевые билеты в Москве. Кофейни (00:11:09 – 00:14:48)

У меня на районе возле моего дома кинотеатр «Вымпел», может знаешь, достаточно легендарный

[Чем легендарный?]

Слушай, короче, там, он входит в эту сеть кинотеатров Москино, но «Вымпел» почему-то среди них довольно известный, возможно из-за того, что там самые дешевые билеты. И они помимо всяких новых фильмов крутят много классных старых фильмов и всякого аниме, и документалок, и иногда там с субтитрами, ну, очень часто с субтитрами. Короче практически каждый день можно за очень смешные деньги попасть на какой-то классный сеанс и многие мои знакомые, которые живут в центре, они гоняют в «Вымпел».

[Серьезно?]

Да.

[А обычно там кто собирается в этом кинотеатре?]

Он супермаленький, там типа не так много людей помещается и там в сравнении с другими кинотеатрами Москино. Та приличное оборудование, то есть качество звука и видео очень приличное, а во многих кинотеатрах этой сети оно прям. ну…

[Мне сегодня рассказывали, например, про Отрадное, что там у них тоже какой-то был в районе кинотеатр, и Собянин решил снести «этот гадюшник», потому что там были люди, которые «с зоны откинулись» и они там собирались, и местные их боялись, вот такого нет?]

Нет. Ты что, у нас на районе… У нас наш Бабушкинский он типа супер цивильный, у нас там молодые люди, а вот единственный был случай, короче, когда я зашла и мы с другом ходили на «Довод», и мы когда шли в кинотеатр, я ему говорю: «Слушай у меня в последнее время столько деструктивной энергии», мы заходим в кинотеатр, нам говорят: «Надевайте маски, пожалуйста». Я говорю: «А почему вы говорите нам надеть маски, когда вон здесь толпа людей стоит без масок», а они стоят, ну, типа понятно, что они давно уже даже сидят и она такая: «Ну, окей», типа я им сейчас тоже скажу, чтобы маски надели, и я такая: «Я просто не хочу надевать маску, типа, не в этом дело», и она смотрит так на меня злобно и говорит: «Надевайте». Короче надеваю я, она идет к ним, бьет их по плечу и объясняет им: «Наденьте маски», а они глухонемые, они по губам читали, они попросили не надевать маски, потому что они глухонемые, и я захожу и все надевают маски, и я просто за секунду разрушаю атмосферу этого прекрасного заведения, и самое глупое, что я запаниковала, мне захотелось извиниться, но я не заметила, как я просто начала из-за нервов я сделала так: «Простите, пожалуйста». Вот это было ужасно и мы потом пошли в один зал смотрели «Довод», и я такая… Ну, у нас же еще там ВУЗ рядом.

[Какой? Ты подготовилась.]

Я не готовилась, если бы я готовилась, я бы помнила, какой там вуз рядом, а я не помню.

[Ну, про летчика Бабушкина это была история.]

Ну, так там памятники в основном стоят. Так значит Ростокино, [нрзб.] Бабушкинская и вот здесь у нас, значит, вот мой дом, а вот тут какая-то шарага – Московский государственный строительный университет, и поэтому там...

[Ну, там много студентов, получается?]

Да, да, да и с той стороны района много всяких таких типа кофеен,

Части района. «Бомжиный» тупик. Вокзал (00:14:48 – 00:18:41)

И в целом ну когда я хожу, я живу возле путей, и мне кажется во всех районах, которые живут вот с железнодорожными сообщениями, есть, ну, они как-то делятся, типа, до путей и за путями. Но есть хотя это, понятно, один район, но есть какое-то типа метафизическое разделение, которое ощущается на всех уровнях. И вот как бы там за путями все так же мой район, но там в то же время и не мой район.

[А в чем это проявляется?]

Вот как раз когда я перехожу пути, я чувствую. Что это типа студенческая зона, что там сразу видно толпы молодых людей, там очереди молодых людей за шаурмой, много разной шаурмы, много кофеен и вот как-то так. А вот у нас, получается, до путей, я возле станции электрички живу, там ну вот бабушки, бомжи, у нас бомжинный тупик, но это я так называю, но есть местечко.

[Где он находится? Давай можно нарисовать карту или схему]

В тетрадочке нарисую. Так, я правда уже не рассказываю тебе ни про Китай[-город], не всё же рассказывать.

[Расскажи про свой район, потом еще про Китай-город.]

Ну, смотри, вот мой дом на Коминтерна, вот здесь у меня станция электрички Лосиноостровская, здесь соответственно пути, которые там вот перерезают это всё, здесь у нас рынок, такой очень трушный рынок, хороший. Тут у нас бомжиный тупик. Тут строят храм, тут стоит часовня деревянная, а вот здесь здание исторического вокзала, который был, когда это было отдельным городом, прекрасное здание, но перекрыто этой уродской часовней, она правда уродская, она уродская, покрыта уродскими гирляндами с уродским забором и знаешь, что там стоит? Церковный ларек «Кофе на вынос», ну, вот где в стаканчиках дают как бы на территории, ну, это просто, это оскорбляет, мне кажется, вообще и их в том числе.

[А ты не слышала, как этот храм появился на районе?]

Нет, когда я приехала, эта деревянная часовня стояла и там регулярно, там хор слышно, там какая-то житуха, в общем, люди с рынка прямо ходят. А вот эту еще в процессе стройки, храм такой большой кирпичный, они, получается, вот так вот разделили, а вот здесь вот еще памятник Ленину, это очень важно. Здесь вот памятник Ленину. Такой маленький хорошенький Ленин, очень, очень тоже мне нравится.

Грузинское кафе. Ларьки с шаурмой. Заметные персонажи среди бомжей 00:18:41–00:23:14)

[Рисует.] А вот здесь уже, короче, получается, то есть мост и здесь уже вот эта часть за путями, и там всякое, ну короче много всякой шаурмы, всякие кофейни и там отличное грузинское кафе, грузинская еда. Оно не сетевое оно одной семье принадлежит, если ты сходишь туда хотя бы два раза, то тебя уже все знают, делают тебе скидки, улыбаются, любят и говорят, там типа: «А чего-то вы давно не приходили, где это вы были?» - «Да вот ездила там домой» - «О, класс». Грузинская еда [рисует]. Вот а здесь этот вуз, короче. здесь уже проспект Мира… огромный, вот, здесь памятник Бабушкину, но это очень такая условная карта, конечно, же, я много всякого опускаю здесь.

[А может быть как-то за путями и до путей называют местные, там название есть какое-нибудь?]

Нет, дело в том, что я ведь для данного опросника не самый лучший собеседник, потому что...

[Нет, ты идеальный собеседник.]

Потому что я не так много с кем знакома и общаюсь, то есть я буквально знаю там несколько людей, и у нас всегда вот эти небольшие вежливые разговоры соседские, в которых мы как-то не говорим об инфраструктуре районе, а больше там: «Как здоровье? Как то-сё», ну, типа такие вот коротенькие, но вежливые.

[Бывает, знаешь, например какой-нибудь магазин называют «стекляшка» и все на районе знают, что вот там «сходить в стекляшку».]

Мне надо подумать, я так не знаю. Не могу сходу ничего вспомнить, если честно, поэтому не буду стараться, если вспомню, потом расскажу.

[Еще хотел спросить про ларьки с шаурмой, какая у них репутация, есть какие-то ларьки лучше, ларьки хуже.]

Ну, знаешь, со стороны вот до путей есть три ларька, вот напротив «бомжиного тупика», конечно же, там, где круглосуточный магаз и вот здесь вот возле рынка, есть три, короче, точки, и самая лучшая возле «бомжиного тупика», вот, не знаю, у них хороший соус, они хорошо жарят мясо, по рецепту ничем не отличается, но просто типа состав соуса и прожарка мяса сильно меняют вкус. Вот эти две какие-то очень посредственные. И за путями тоже есть куча шавух, но чего-то один раз всего в каком-то месте брала и особенно меня ничего не впечатлило, поэтому если уж мне припекает, что бывает нечасто, я хожу в вот к «бомжинному тупику». Они еще круглосуточные, и я так встаю ночью, у нас там поезда там скрипят, идут медленно, людей нет, темно итак какой-нибудь бомж качается вдали.

[А кстати нет каких-нибудь занятных персонажей среди бомжей?]

Ну, есть те, которых я просто узнаю, потому что часто вижу, понятно, что если там вижу или чувствую, что типа какое-то странное движение в мою сторону, я типа сразу напрягаюсь и ухожу подальше, потому что не чувствую себя в безопасности. Вот есть чувак на коляске со стаканчиком, он иногда сидит вот здесь у моста вот, в черной коляске вот такой, иногда здесь у моста через пути сидит, то есть ты спускаешься и он уже поджидает, а иногда вот здесь, где, ну, там Сбербанк есть, короче, он там иногда сидит, и я очень часто проходу там на электричку, здесь вот, и часто его тоже вижу. Ну, а все остальные, ну, они просто настолько условные бомжи, что типа особо не отличишь. Они иногда как-то ночуют и чего-то там тусуются вот в районе, где рынок и где мост через пути, но мне кажется, их стали разгонять оттуда, потому я их чего-то там больше не видела, а бывало, что они прямо там ночевали. Ну, а сейчас только на «бомжинном тупике», ну, когда тепло было, они часто тусили, бухали, прямо спали на асфальте такие. я все время шла и думала – «О, итальянцы» [смеется]. А сейчас холодно и их нет особо.

Деревня на месте района. Владельцы квартир. Пятиэтажки, дворы и вид района (00:23:14–00:26:23)

[А ты говорила о том, что раньше это была деревня, потом ее присоединили к Москве?]

Не деревня – город.

[Да, ты почти как местная говоришь, с патриотизмом, то есть как люди, которые живут вот в этих домах, которые там построили на месте деревни, появились там, откуда они переехали, может быть известно, чем они занимаются?]

Ой, нет, мне это всё неизвестно, если честно. Короче, хозяйка, у которой я снимаю квартиру, ну, я так поняла, чуть-чуть мы с ней общались совсем, они, их семья давно живет в этом районе, это то, что я поняла, что они живут давно, но сейчас они живут в Греции, то есть я ее видела один раз, когда подписывала договор, и всё она уехала, я с ней вообще не вижусь, иногда только в вотсапе может мы очень-очень редко созваниваемся. Поэтому затрудняюсь что-то сказать. Семья вот, я хожу на массаж, нашла мужика. Который прямо на районе, у него дома кабинет, у них замечательная семья, отличные дети, с ними тоже здорово лажу, они переехали, купили квартиру, они оба приезжие, он из Украины, она с каких-то российских [провинций], вот и они в ипотеку купили эту квартиру, то есть они достаточно долго в этом районе уже живут, чтобы ощущать его как свой родной, но они там… не выросла их семья на этих землях.

[А там еще кстати реновация вроде бы была, что-то сносят?]

У нас всё относительно прилично, у нас нет прям каких-то невероятных трущоб, которые можно было бы снести.

[Пятиэтажки сносили и застраивали новыми домами?]

Видимо Бабушкинского это не коснулось, либо может быть коснулось в тех районах, в которых я не бываю, потому что район тоже немаленький, конечно. Вот у нас прям возле метро, тут уже вот здесь вот, возле метро. Допустим, метро здесь, возле метро есть достаточно большой блок пятиэтажек, ну, я частенько здесь хожу через дворы, и вот хожу в бассейн, хожу вот так по диагонали, и то, что я могу сказать, то, что всё очень прилично выглядит, типа здания выглядят прилично, дворы выглядят ухоженно, ну, то есть несмотря на то, что это обычные кирпичные пятиэтажки, всё выглядит очень благопристойно и вообще как бы нет никакого намека на то, что это будут когда сносить, если честно. Поэтому я не знаю, мне кажется, что типа может быть это какие-то реновации будущего сюда и зайдут, но пока непонятно зачем, потому что типа живут и живут неплохо.

Зачем люди приезжают в Бабушкинский район. Лосиный остров. Парк Торфянка. Храм в парке. Скульптура павлина. Обновления района – качели, лавочки. «Собачья» аллея (00:26:23–00:32:20)

[Как тебе кажется, есть смысл приезжать в район там из других мест, и зачем могут люди туда приехать?]

Типа зачем люди могут переехать жить…

[Нет, не переехать, просто приехать погулять, например.]

ну, там есть Лосиный остров недалеко. Правда, туда можно и с другой стороны сходить, ну, можно и с нашей в целом дойти до Лосиного острова. Не знаю, стоит ли упоминать парки, потому что такое чувство, что в Москве парки повсюду. Парки с прудами – вообще не удивительно в Москве, то есть можно найти много и в разных районах. У нас тоже есть тоже Торфянка, кажется, называется, там с прудиком, с уточками, такой.

[Парк Торфянка?]

Кажется, да, Торфянка.

[А там храм еще есть, да?]

Возможно, слушай, храмы повсюду (смеется), я к тому, что реально храмов очень много.

[Ну, просто была драка между местными жителями в парке Торфянка и православными охранителями, назовем их так.]

За что?

[За храм, то есть местные не хотели, чтобы им построили храм?]

А, да, что-то такое я слышала собственно от семьи массажиста, что они действительно не хотели этого храма, да куда уже – у меня в районе вот часовня и храм, зачем они стоят через здание?

[А кстати вот про храм и часовню, то есть ну, понятно, что в Торфянке это храм новодельный, а вот этот храм, который у железнодорожных путей, он какой?]

Который сейчас строят?

[Его сейчас строят?]

Да, его сейчас строят.

[Всё, вопрос снят.]

То есть один строят, уже почти достроили, недавно начали, когда они накопали фундамент, вот реально это на моих глазах произошло, то есть и года этому нет. Когда они копали фундамент. Я думала, ну, наверное торговый центр. Начали строить стены, я такая – интересно, какие там будут магазины, и тут появился арочный вот этот свод, и я… Ну, потому что уже стоит одна уродская часовня с огромным дурацким яйцом на территории расписанным, короче, блин, и тут ставят еще огромный храм.

[Ну, это же «200 храмов для спальных районов», программа. Это он по ней и появился. А еще говорят, в этом парке, я вот честно не понял, в каком парке, есть скульптура павлина, совмещенная с клумбой.]

А я поняла, о чем ты, может быть я перепутала название. Короче, я поняла, скульптура павлина, совмещенная с газоном, она в этой части, ну, типа она там подальше, вот здесь будет этот павлин, вот там вот чуть-чуть дальше. Там такой не совсем парк, там такая аллейка зеленая, ее тоже недавно облагородили, ну, типа проложили тропиночки хорошие, поставили там мусорки, качели, но это не парк, это просто типа небольшой кусок зеленой территории с какими-то там лавочками, качелями, но такого много где ставят. У нас вон возле «Диксона» облагородили уголок, это вот как раз где. Вот так вот, вот где как раз стоит «Бабушка», такой угол, вот здесь «Диксон», ну, просто что я в «Диксон» хожу, поэтому я знаю. И вот здесь вот этот уголок помимо того, что здесь большая советская скульптура, там поставили такие хорошенькие круговые вокруг деревьев, то есть здесь дерево, лавочки, поставили качельки, всякие типа тропиночки сделали и это просто маленький уголок.

[А скульптура кому, Бабушкину?]

Бабушкину, да. Ну, их несколько по району, я знаю, что еще Бабушкину скульптура есть в Бабушкинском парке, здесь вот получается сначала Бабушкинский парк, потом парк Торфянка, здесь зеленая аллея, здесь еще собачья аллея есть, где собачники гуляют, такой длинный кусок.

[А собачья аллея, она специально, там есть какие-то собачьи развлечения?]

Нет, просто местные там, просто там очень много собачников гуляет по вечерам и по утрам, очень удобное место, потому что длинный кусок прямой достаточно облагороженный по краям пешеходной части много тоже вот зеленых территорий, травок, земли, деревьев, то есть собака может и побегать, ты можешь идти по дороге, собака может идти по земле, вот они там все встречаются, тусуются, ну, и в целом, пока я жила с соседкой, у нее была собака и тоже регулярно гуляла с собакой, я поняла, что мало прикольного гулять с собакой по дворам, с собакой прикольно вот в парке и по аллее, ну, то есть какие-то такие места, где нет машин, где ты никому не мешаешь, и короче вот это стала эта собачья аллея. Ну, это я так называю, я не знаю, называет ли так кто-нибудь еще.

[Ну, возможно, и называют. А вот есть какие-то места, где принято собираться, там например пиво попить.]

Ну, на собачьей аллее.

[На собачьей аллее, да?]

Да.

[И постоянно люди собираются? А можно ставить 1, 2, 3.]

Да. Ну, тут правда у меня масштаб не соотносится немного. Уж простите.

[Твою карту можно выставлять в музее «Гараж».]

Вот, Собачья аллея.

Персонажи (00:32:20–00:34:23)

[А вот какие-то может быть, я спрашивал про заметных бездомных, а может быть вообще какие-то персонажи на районе есть, ну, которые сразу бросаются в глаза?]

Слушай, я недавно живу, но я уже стала чуть больше знать об этом районе, мне нравится персонаж, мы недавно с ним вступили в коммуникацию, и я его после этого еще один раз увидела, это достаточно молодой мужчина с тибетским спаниелем, кажется, так порода называется, это маленькая курчавенькая белая собачка с милейшей физиономией, маленькая, но она всегда ходит в пластиковом наморднике вот таком конусообразном. И так еще такой пластик, какой вот как советский старый пластик, вот она всегда ходит в этом. И мужик достаточно тоже примечательный, он носит всякие какие-то дурацкие эти рок-н-ролльные футболки, заправленные в штаны с карманами, у него немного отросшие волосы, он всегда носит шапку, иногда он прибухивает и хочет пообщаться, и он говорит, что он бывший военный, что он работал в охране у Путина, и что Путин очень низкий, что Путин дышит ему в сосок, вот призывал не носить маски.

[А почему не объяснял?]

Ну, потому что, говорит, это всё ***** [ерунда]. Знает, кто такой Марсель Дюшан, но не знает, кто такой Рене Магрид. Тоже мы выяснили, пишет картины, как оказалось. Я мечтаю, что как-нибудь мы с ним еще заобщаемся, и он мне покажет свои картины, вообще интересно. Ну, короче, такой вот какой-то мужичок немножко такой вроде как бы крепкий, но разочарованный в жизни с маленькой милой собачкой в наморднике.

[А может есть еще какие-нибудь злачные места. Мне рассказывали кучу историй, ну, это было про центр, что там какие-то подпольные казино, бордели, сборища наркоманов.]

Ну, я не очень в таком разбираюсь.

[Ну, слухи, легенды.]

Возвращение компьютерных клубов. Ночные заведения в районе (00:34:23 – 00:34:23)

Говорю, у нас довольно спокойный район, единственное, что я заметила, что у нас не так давно открылся компьютерный клуб, ты знаешь эта тему, что компьютерные клубы возвращаются.

[Мне кажется, он не уходили.]

Не, ну, какое-то время их на само деле не было, потому что у всех появились свои ПК и в целом их как будто не надо было. А сейчас вернулись компьютерные клубы и совершенно нормальным считается ходить заниматься такой фигней типа компьютерных игр и игр в казино, какой-нибудь онлайн, типа ходить в компьютерный клуб, где тебя никто не осудит. Вот и у нас не так давно открылся компьютерный клуб, я подозреваю, что это компьютерный клуб, но точно я не знаю, потому что я не заходила, под названием «Злой». Вот, а еще я знаю, что у нас, допустим, на районе практически нет ночных заведений, но есть какой-то кабачок, работающий допоздна рядом со станцией метро, и там можно как будто бы встретить каких-нибудь сомнительных персонажей, но тоже не так часто. Мне кажется, что если я вот не проверяла, но вот другая часть, то есть получается, я выхожу из метро и я иду там направо, но мне кажется, что вот та часть района, которая налево, в которой я практически никогда не бывала, что там чего-то немножко может по-другому всё. Потому что там типа и здания побольше. Не знаю, не буду придумывать.

Московский союз скульпторов. Мастерские союза, заброшенные памятники Ленина. Обломки скульптур (00:34:23-00:41:05)

У нас там относительно недалеко, раньше как же это называлось в советское время, это типа есть Союз художников, а есть что-то типа Союз скульпторов московский, и вот он как раз находится у нас на районе. Там вот точно есть скульптура павлина, но она там не превращается в клумбу, но на клумбе стоит. И прикольно, я это место нашла, мне очень понравилось, я, издалека ты не поймешь, что какие-то вот обычные эти бетонные заборы, и я там гуляла, и я вдруг вижу, что на этих типовых бетонных заборах верхушки сделаны из типа художественная ковка надета, очень странно, и с такими вырезанными какими-то фигурками, и я просто удивляюсь, потому что у меня несовпадение вообще полнейшее, я начинаю идти вдоль этого забора и понимаю, что их все больше, больше и уже тут какие-то скульптуры появляются, какие-то металлические, садово-парковые, советские модернистские садово-парковые скульптуры, максимально всратые все собраны на одной клумбе. И вот эта ковка. Я чего-то иду, фотаю, фотаю, и я дохожу до шлагбаума и вижу за шлагбаумом на территории собственно вот этой какой-то типа промзоны огромное количество брошенных Лениных и других скульптур гранитных и мраморных, просто поросшие там травой, мхом, лежат в кустах, сваленные в кучу. И я так нерешительно туда захожу, ожидая, что охранник меня остановит, но ему абсолютно всё равно, то есть как бы там, в общем нет никакого пропускного режима, можно спокойно зайти. Потом оказалось, что там был вот этот скульптурный кластер, раньше он занимал всю территорию и все здания, но сейчас там большая часть это субаренда, но часть этого скульптурного кластера осталась, то есть там есть мастерские литейные, мастерские по художественной ковке, мастерские по керамике, оснащенные прекрасно. Но чтобы туда ходить работать, там допустим тебе за деньги не обожгут, но ты можешь подать документы, я вот всё собиралась, но не знаю, дойдут ли у меня руки, подать документы типа там, чего-то походить на обнажёнку, порисовать, полепить и через три месяца вступить в этот Союз скульпторов московский и ходить, и пользоваться этими мастерскими.

[А может быть там есть скульптуры тех людей, которые известны всей России]

Валяющихся в клумбе?

[Ну, не валяющихся в клумбе, а вот садово-парковые скульптуры и ]

Слушай, я не просто так сказал, что это модернистские. А подожди, в смысле известных скульпторов?

[Известных скульпторов.]

Маловероятно, они скорее такие типовые, которые ты можешь ты можешь встретить по всей России, вот очень похожи на производство типовых скульптур таких очень советских, очень узнаваемых.

[Ну, там пионеры, кто там?]

Нет, там уже на территории, где Ленины, там есть несколько скульптур «Мать и дитя», ну, такие советские тоже, Дзержинский, кажется, один большой, Лениных штуки четыре, у меня же фотография где-то есть, конечно, когда я там начала жить, но это надо искать.

[Ну, у меня, конечно, своя, которая вот на “Фесбучике”. Не оно?]

Нет, это Ленинские Горки. Там таких больших не было, кстати, ну, вообще, надо им сказать, чтобы в Ленинские Горки увезли, что они там валяются. Я уверена, что из можно выкупить и забрать, единственное, что типа такой памятник, он невероятно много весит, и увезти его мне особенно…

[А вот неизвестно, откуда они взялись, это то есть невостребованные Ленины, или это Ленины, которых свезли со всей округи?]

Я думаю, это невостребованные, я думаю, это остатки того, что они раньше на этом комбинате по госзаказу производили, то, что просто как бы никуда не было использовано, как бы осталось и чтобы не занимало какие-то склады, это вывалили на территории там, где не жалко.

[А ты не слышала, чтобы движ был вокруг этих Лениных какой-нибудь.]

Нет, во-первых, они на территории, а не на публичной части, они как бы валяются в кустах, то есть в целом их видно с улицы, если идешь, но у меня такое впечатление, что всем плевать на это, ну, типа, лежит, лежит в кустах, что им делать еще, нормально. В целом, кстати, вокруг ВДНХ, потому что это же недалеко от ВДНХ, я когда гуляла, там по Ботсаду, по саду Леонтьева, я периодически находила какие-то заброшенные, пустующие скульптуры, там типа какие-то просто обломки скульптур, было понятно, что какие-то скульптуры относятся к тем, которые стоят сейчас на ВДНХ, но почему-то они валяются в Леоновской роще разбитые на миллион кусков, и они ужасно тяжелые, почему их вот не вывозят, потому что там надо кран заказывать и все такое. Но они крутые, я бы хотела, если бы у меня была возможность, какую-нибудь из них вывезти и поработать с ней, ну, типа, что-нибудь свое сделать поверх этого.

ВДНХ, студии «Гаража». Дворец бракосочетания. Торговые лавочки как на рынке в [19]90-е (00:41:05.207 – 00:48:27)

[Ты вспомнила про ВДНХ, может быть на ВДНХ есть какие-нибудь любимые места?]

Ну, мастерские «Гаража». Вообще есть напротив как раз мастерских «Гаража» есть просто прекрасное место, завтра туда пойду, очень советую тебе. Это здание не работало в полную силу, потому что оно было на реставрации буквально до вот этого лета, и они как-то большую часть, видимо, закончили и в общем, это то ли четырехэтажное здание напротив Дворца бракосочетания, если ты знаешь, на ВДНХ Дворец бракосочетания.

[Нет не знаю.]

А Гастроном № 1?

[Я честно не очень ориентируюсь хорошо.]

Короче, на ВДНХ есть Гастроном № 1, где типа попытались сохранить дух этого советского гастронома, то есть там даже безналичного расчета нет. И там же стоит Дворец бракосочетаний, который, насколько я знаю, но я не уверена, не был Дворцом бракосочетаний, его потом таким сделали. Но он считается одним из самых таких прикольных мест, где можно провести свадьбу, потому что это не на улице, это посреди ВДНХ, это вот вся красота, короче, миллион локаций для фотосъемок, и там периодически проводят какие-то свадьбы какие-то местные селебы.

[В смысле местные селебы, российские селебы?]

Московские, ну, не знаю, вот я просто смотрела как-то на ютубе смотрела передачу Андрея Малахова и там как раз была передача про свадьбу каких-то местных знаменитостей, они типа были известными певцами в совке, а сейчас я уже и не знаю, кто это. И прикол в том, что на съемке попали окна моей мастерской, когда я там находилась, ну, блин, так жалко, что у меня были завешаны шторы, так было бы прикольно попасть. Так вот вернемся напротив этого Дворца бракосочетаний есть небольшой магазин. в котором только торговые лавочки, но какие это торговые лавочки! Это, короче, как на рынке в 1990-х, типа там есть торговая лавочка, типа всё для субкультур, всё для молодежи. Вот всё, что самое, всё наверное кроме аудиокассет, вот футболки, пирсинги, всякие наряды, всякая... вся максимально там собрана, ее там много, она классная, она трушная, она вот как в молодости моей, я там серьги купила кольца, и многие мои знакомые девочки туда тоже ходят, чего-нибудь покупают. Там естественно есть товары из Финляндии, товары из Китая, из Вьетнама, из Кореи, из Индии, Латвия, белоруссия, ну короче вот самые жир, и там очень классная, значит, с чаем лавка хороша, я тебе советую, там можно купить КНРовские типовые кружки металлические с элементами вот этими идеологическими. Вот но только с иероглифами. Они стоят 180 рублей маленькая металлическая кружка мне кажется, просто отличный сувенир, там на том же этаже есть другая китайская лавка, я там покупаю акварель в тюбиках – 60 рублей, завтра как раз за акварелью пойду. И есть еще одна классная китайская лавка, где продают скульптуры и всякий антиквариат, и там очень хорошие скульптуры всякие, ну, там сексуальные сцены в основном, но они так круто слеплены, т есть такие немножко утрированные, немножко такие стилизованные, но очень классные и тоже относительно недорого. Ну, там есть и всякие довольно ожидаемые китайские вот эти антикварные хреновины, которые можно себе нафантазировать и легко, там и веера и прочее, есть какие-то там фаллосы нефритовые, ну, там что-то такое развеселое. Ну, то есть прикольные в целом скульптурки. Ну, что я еще там покупала, всякую китайскую жраку, индийские специи.

[А там кстати торгуют-то кто?]

Ну, они, они. Они, так сказать, представители своего народа. И это такое, знаешь, типа, как бы павильоны в павильоне, то есть парк ВДНХ это же павильоны разных тоже народов, а тут немножко в другом ключе, но тоже маленькие павильончики, которые вот ютятся, и это все очень похоже на какие-то базары или магазины вот реально из [19]90-х. Мне очень нравится туда ходить, потому что там всегда находишь какую-нибудь смешную херню, ну, и магазин субкультур никогда мы не обходим стороной.

[А вот там еще есть в парке туда за ВДНХ какой-то особняк на пруду огромный]

Я, кажется, поняла, но я ничего не знаю про этот особняк, вообще мне кажется, что это не настоящий особняк, мне кажется, что там вообще ничего настоящего нет на ВДНХ.

[Но он за территорией и он там появился там тоже в 1990-е.]

Подожди, не там, где фонтан «Колос»?

[Нет, не там, это вот если из мастерских идти, выходить туда в леса, идти, идти, там будет пруд и будет такое огромное здание.]

Ну, я знаю, там пруд с огромным зданием, но это тоже территория ВДНХ, и ее недавно круто облагородили, проложили там тропинки, всякие шезлонги классные, красивые, качельки, вот всё-всё-всё-всё, домики для уток посреди пруда, но это, это такой длинный прудик и там здесь вот типа особняк, с одной стороны, а с другой стороны какой-то малоэтажный бизнес-центр, такой тоже модернистский, да?

[Ну, да, должен быть]

ну, это всё ВДНХ, вот и там же дальше по этому пруду вот отреставрировали в этом году фонтан «Колос».

[А ты часто на ВДНХ приходишь просто погулять?]

Нет, ну сейчас уже, да я вообще никуда не хожу просто погулять, я везде хожу по делу. Если у меня нет дела, я лучше дома посижу. Это ужасная черта, я хочу научиться отдыхать, я хочу научиться расслабляться, я хочу куда-то ездить, не потому что у меня там дело, а просто, но я так не умею. Один раз за полтора года я просто сходила в ВДНХ, я не ходила в мастерские. У меня не было никакого дела, мне друг дал самокат покататься, и один раз я только научилась на нем кататься, в смысле у меня не было никогда раньше, я взяла самокат, по собачьей алле доехала до трамвая, на трамвае доехала до ВДНХ, и один раз я ездила просто так без дела по парку, валялась на траве, читала книжку, слушала подкасты, и всякое такое. Вот такая настоящая какая-то расслабляющая осознанная прогулка была единожды. Также я бывала в парке, сейчас я бываю редко. Но тоже только когда в мастерские.

Студии «Гаража» на ВДНХ (00:48:27-00:56:03)

[Ну, да там только студия. А вообще может быть какой-то движ вокруг студии был? Да про движ вокруг студии это один вопрос, а первый вопрос будет про то, что было до того в здании, когда там стали мастерские «Гаража»?]

Про движ вокруг студии, во-первых, я тебе напомню, что у нас уже с марта нет никакого движа, мастерские все равно в каком-то полузакрытом режиме пребывают, это такая типа зона комфорта для художников.

[Ну, имею ввиду свои.]

Не, ну, свои, ну, там бывали, конечно же, дни открытых дверей, бывали какие-то тусовки, которые мы устраивали. Ну, для меня это же какая-то прошлая история, потому что я сейчас уже к этому не имею отношения. А так это, конечно, было там регулярно, это вообще регулярная практика для резиденции, у нас чуть ли не каждый лень были какие-то экскурсии, просто там от музея «Гараж», кто-то приезжал попросил типа, а нам интересно посмотреть вашу резиденцию. К нам кто-нибудь приезжал, говорил, это там друг патрона «Гаража», проведите ему экскурсию. Ну, и мы там в какой-то момент это пришло к какому-то автоматизму, мы просто как, знаешь, как солдаты на построение просто раз резко. Поэтому проект, в котором я изучаю значит тюремную культуру России, и вот короче они уходят и ты – раз, и снова ты вернулся в себя.

[Там помещение начало как-то обрастать, то есть оно сначала было белым и стерильным, когда я был там в феврале, а потом оно уже было таким очень обжитым.]

Сейчас оно максимально обжитое, сейчас там вообще плюнуть некуда.

[Еще про как там обитали товарищи из Нижнего Тагила.]

А как они там обитали?

[Ну, секретное жилье.]

Ты про что?

[Ну, помнишь, мы были в «Гараже», были в студиях, то там была секретная резиденция, где можно было жить, ночевать и вот это всё, которой как бы нет в плане.]

Не было там никогда ничего такого. Ты что-то не так мне объясняешь. А смотри. во-первых, там везде камеры, там комендантский час и прочее, прочее. Там невозможно нигде нелегально там впихнуться, но была такая история, что в одной из мастерских должен был быть Тимофей Разин, но он сначала просто переносил все время свой приезд, а потом отменил свой приезд совсем. А мастерская была зарезервирована за ним на три месяца, полтора-два из которых там жила я, потому что жить мне было негде, я как раз в процессе поиска квартиры, я спросила – вот оно стоит, вот Разин не едет, давайте я там поживу, мне говорят: «Ну, живи», и я жила на две мастерские. У ребят из Нижнего Тагила была другая история. там Аня и Виталик так же, как и я, делают всякие гипсовые штуки и клеят на улице, и тоже отливают из упаковок. И Аня отлила, у нее от вибратора осталась упаковка пластиковая, она залила туда гипс и вот так, просто свесившись из окна, приклеила на фасаде мастерских, и этого никто не замечал месяцами. Пока однажды директор ВДНХ прогуливаясь, не поднял свою гремучую башку и не увидел гипсовый *** [пенис] на фасаде. И тогда начался, конечно ***** [кошмар]. Нас начали жутко кошмарить, типа, убирайте это всё, и в общем, но ребята тогда уже не были в мастерских, они съехали, это просто отломили, покрасили. У меня была ситуация, когда я продавала свою рекомендацию на аукционы, и везде бомбила «соли, миксы [нрзб.]» и ссылку на сайт, и мне надо было типа для инстаграма, для того, чтобы поддерживать интерес, где-то забомбить. Естественно, было лень куда-то идти, и я просто за мастерской на асфальте, потому что я знаю, что на асфальте безопасно можно бомбить, типа дорога не считается за вандализм, там всё само стирается, но я не учла, что это ВДНХ, а ВДНХ – это вообще другая страна, там свои законы. И короче я вышла и набомбила там просто ***. Эти «соли, миксы [нрзб.]», и через пару дней мне пишут: [нрзб.], типа все на ушах, дирекция ругается, приходи, стирай. Вот но в итоге они сами на самом деле стерли, мне ничего даже делать не пришлось. Так что конечно художники «Гаража» там добавляют немножко стресса. Они, в смысле «Гараж» и ВДНХ, когда начинали этот проект, они, конечно, надеялись на какую-то коллаборацию ВДНХ с художниками, но на деле ВДНХ к этому не готова, у них нет такого уровня открытости, у них достаточно сложно устроена вот эта структура руководства. То есть у меня был, допустим, какой-то проект, который прошел какой-то конкурс на уровне «Гаража», но не прошел просто по вот этой значит управленческой сети ВДНГХ, то есть не дошел туда, куда он должен был дойти, и в итоге он не был согласован. ** *** [зачем] этот конкурс проводили? А вообще это была больница, поликлиника, мне говорили, что как больница она не работала, но кто-то говорил, приходил какой-то мужик и говорил, что он приходил сюда маленький, когда это была больница. Когда открывались мастерские, приходил чувак из строительной бригады и сказал, что когда они, значит, заехали, они думали, что обойдутся косметическим ремонтом, оказалось, что у стен не хватает каких-то, ну, типа стены полые и не хватает прочности. Им было страшно запускать туда людей и первое, что они делали они в стены вкачивали какое-то невероятное количество бетона, чтобы это все стало надежнее, он сказал, что по этой причине, типа это никогда как больница не работало, но пришел этот мужик и сказал, что он там был, когда он был ребенок, так что я этого не знаю. Ну, короче отсюда и принцип постройки типа коридор и палаты, ну или кабинеты врача, что очень удобно для резиденции в целом. Там есть еще одна особенность, которая когда-нибудь вскроется, там под гипсокартонном в самом начале законсервирован витраж. Реставрация старых витражей, лепнины и всего исторического. Для этого нужны отдельные специалисты, на это нужны отдельные деньги, это всегда очень дорого, поэтому он законсервирован. Когда там будет бюджет на его реставрацию, тогда откроют и этот, в общем, витраж вылезет. Там также была разнообразная лепнина, но тоже реставрация ее была не на первом месте, потому что реставрация всего архитектурного наследия – это страшно дорого, там нельзя просто взять людей . которые умеют красит, там надо брать специалистов по реставрации, историков и прочее.

[А что там на витраже этом изображено?]

Не знаю. Я просто знаю вот этого строителя, который этим занимался, что там витраж под гипсокартонном. Он говорил, что там, но это было так давно, я не помню.

ВДНХ заброшенные здания. Бабушкинский район – акведук и лужайки в парке. Скульптура Рабочего и Колхозницы (00:56:03-00:59:29)

[Я хотел еще спросить про кучу заброшенных зданий на ВДНХ.]

Куча заброшенных зданий, слушай, ну, там всё также, как бы щупальца контроля распространяются их все меньше и меньше. Сейчас получается вот это самое такое заброшенное это левое крыло парка, ну, сейчас как раз там идут активные всякие ремонты, стройки, выселение каких-то смрадных кабаков и превращение этого всего в цивильный парк, такой плотно собранный, так что в скором времени не останется и следа от вот этого трешового легендарного ВДНХ, о котором мы знаем только по пересказам свидетелей. В павильон «Космос» продавали рассаду и проводили рейвы.

[Я застал три года назад, когда я первый раз был на ВДНХ, что там мне цыгане пытались продать ворованные телефоны, там: «Будете?», я говорю: «Да нет, спасибо, вроде не надо».]

Нет, сейчас там тишь вообще да гладь. Но что я еще хотела в своем районе выделить, это то, что у нас есть на Ростокино ******** [обалденный] акведук, у нас есть парк «Акведук», там ставили исторический акведук, стоит как памятник, очень красивое место, очень люблю это место. Там есть то, что мало в каком парке можно найти – это очень-очень-очень большие зеленые лужайки, в которых нет ни тропинок, ничего, просто зеленая лужайка такая на холмике, мне такое очень нравится, и я их полюбила, когда ездила в Амстердам, там напротив Стедлика необжитой парк там с лавками, клумбами, а просто огромная зеленая лужайка, где все валяются, отдыхают, читают книжки, играют в бадминтон и мне это очень нравится, и мне этого всегда хотелось где-то найти в Москве, и вот я нашла это в парке «Акведук». Вот и на холмике этой лужайки видно «Рабочего и колхозницу» и «акведук», конечно, же.

[Кстати, никаких баек про скульптуру «Рабочего и колхозницу» не рассказывают?]

Что они оживают по ночам? Я была там кстати на крыше, под юбкой у «Колхозницы» на концерте Хагды Даллен [?], это было прикольно, и в музее тоже была, ну, что-то никаких. Слушай, вообще весь ВДНХ-парк производит крайне стерильное впечатление сейчас, потому что я не видела его раньше.

 [Нет, про «Рабочего и колхозницу есть легенда, которая историческая, что там что-то в юбке у колхозницы можно разглядеть.]

Звучит как вымысел очевидный.

[Ну, не из мяса на самом деле.]

Ну, я посмотрю, конечно, в следующий раз, но это звучит ну, вот как полный вымысел, потому что ее же собирали фрагментарно, и каждый кусок естественно был очень осознанным и очень детально проработанным, просто потому что ты собираешь не весь объем, ты собираешь кусок, и ты все видишь, практически невозможно проглядеть какие-то инсинуации.

[Есть городская легенда о том, что Сталин приезжал перед отправкой «Рабочего и колхозницы» в Париж в мастерскую и долго вглядывался в складки юбки колхозницы, потому что компетентные органы донесли, что если посмотреть на юбку под определенным углом, то будет виден профиль Троцкого. Говорят, Сталин походил-походил, ничего не увидел такого и эту скульптуру отправили с Богом],

Дом с ассиметричным фасадом напротив Манежа. Байки о Сталине и зданиях в Москве (01:00:05 –01:01:13)

Все эти байки про Сталина и Москву они, конечно, сногсшибательны и почти все они байки. Ну, как вот этот дом с асимметричным фасадом на Красной площади, ну, рядом с Красной площадью здание, у него асимметричный фасад, и по легенде Сталину показали проект фасада, два варианта – вариант один, вариант два, здесь один вариант, здесь другой, на одном листе. Сталин не стал вникать, быстро посмотрел и подписал. Они побоялись переспросить и указать ему, что он не понял, и построили так, как он подписал, типа здание с асимметричным фасадом. Там декор отличается с правой и с левой стороны.

[А где оно находится?]

да прямо за Красной площадью напротив Манежа.

[Напротив Манежа, да, хорошо.]

Да, но говорят, что тоже байка.

[А еще говорят то, что где-то есть дом Брежнев тоже с разным фасадом.]

Может быть это он и есть?

[Нет, нет, это в другом месте.]

Бассейн и фитнес в Бабушкинском районе (01:01:13-01:02:07)

И второе, что я хочу сказать про свой район, это то, что у нас есть великолепный круглосуточный бассейн в фитнес-центре, и это огромное счастье, ну, в смысле я просто дико довольна, я у себя на районе занимаюсь только, знаешь ли, походами за едой и походами в бассейн, и это и есть моя собственно прогулка, мой променад, потому что я хожу туда пешком туда-обратно, плюс еще хожу на массаж. Ну, я не тот человек, который гуляет, всё разглядывает, ну, нет этого во мне, я, конечно, типа иногда хочу быть более такой дрейфующей льдинкой, но я человек планов, я строю планы, дела и следую им обычно.

Нижний Новгород, галерея Футура. Призраки и Льюис Карел (01:02:07-01:04:56)

[Я хотел спросить про какие-нибудь локации значимые художественные, типа винзавода, «Гаража», основного здания. Может быть они каким-то легендами, историями обросли.]

В Москве просто так много всего, что, мне кажется, это многие, особенно люди, которые приехали в Москву, ощущают, типа жесткое несоответствие масштабов себя к городу, что он очень сильно подавляет и вызывает желание несколько дистанцироваться от этого всего. Я просто вспомнила байку из Нижнего Новгорода, которая вообще не имеет отношения, но она хорошая. По легенде на Рождественской там, где галерея «Футура», по легенде в этом самом здании, возможно, в этом зале, где и галерея, одну ночь ночевал Льюис Кэрролл, но это в Нижнем. Это не в Москве. И, кстати, в этой галерее раньше работали мои друзья, я там выставлялась, ну, там мы не сошлись с дирекцией, там они стали себя вести по-скотски, мои друзья уволились, со мной тоже плохо закончились отношения, но место совершенно уникальное. Вот это здание. короче на Рождественской, где эта галерея, во-первых, зал галереи – это законсервирован, он весь покрыт лепниной разрушающейся, и она законсервирована, и это очень редко, где увидишь, типа не отреставрировано, не перекрашено, ничего, она законсервирована, каждый отламывающийся кусок на металлическом стержне, и это очень круто, потому что это разрушение на паузе, меня это просто очаровывает. В этом самом зале, где эта законсервированная лепнина, в советское время был кинотеатр, сейчас там галерея. По легенде там ночевал Льюис Кэрролл, но мой друг, который там работал, рассказывал, что есть подозрение, что там призраки, потому что однажды там открылась дверь, которая не открывалась никогда, там есть дверь, потому что старое здание с кучкой каких-то переходов непонятных, и там есть дверь прямо в самом главном зале, она типа выходит на какую-то пожарную лестницу и там всегда было закрыто. Никто никогда не пользовался ни этой лестницей, ни этой дверью. И однажды, они прямо по камерам увидели, она просто раз – и открылась, сработала сигнализация, или не сработала, сигнализация, я не помню. Ну, короче, он рассказывал, то есть понимаешь, это твой близкий друг, человек, который жил, говорит, просто взяла и открылась, *****, и всё в этом здании – Льюис Кэрролл, призраки и кинотеатр. Я плохой источник для…

[Нет, ты отличный источник рассказов и историй.]

Любимые места в Москве. Библиотека «Гараж», кафе «ДАДА». Музей истории ГУЛАГа, парк Акведук. Еврокафе на «Винзаводе». Чебуречная, где проводят студии набросков. Музей Церетели и кафе у музея. Кафе китайской кухни. НИИДАР – мастерские на Преображенской площади (01:06:04-01:15:16)

По поводу моих любимых мест, ну, бассейн на Бабушкинской, конечно, же, мое наилюбимейшее место, я люблю библиотеку «Гаража», где мы с тобой встретились и в которую из-за карантина не пускают, там типа по предварительной регистрации.

[Там типа до 9 вечера зарегистрироваться, и на два часа.]

Мне очень нравится в Замоскворечье кафе «ДАДА», я там не так часто бываю, но среди заведений Москвы, ну, все-таки в каком-то количестве заведений я была, оно для меня самое потрясающее, там можно как поесть очень аутентичной и вкусной грузинской еды, также можно замутить какой-то просто буржуазный вечер. У нас так было, когда приезжал Лучанский саксофонист, если помнишь, из Новосибирска, у него был концерт как раз в библиотеке «Гаража», про который кстати мне нельзя рассказывать, потому что меня по блату пустили, он дал мне, он как раз во время карантина был. И я принесла ему вы подарок бутылочку шампанского очень хорошего, которое мне подарили на день рождения, но я вообще-то не пью и тем более в одного это шампанское странно пить, я подарила ему и мы прогулялись и пошли в «ДАДА» поесть, а в «ДАДА» можно со своим алкоголем, который они тебе охладят и будут разливать весь вечер, и мы заказали какой-то паштет, и он был такой крутой, и вот было вот это шампанское холодное, короче, которое нам наливают в бокалы, какой-то паштет, какая-то рыба красная и короче было ощущение, что я какая-то, что это какой-то буржуазный ужин 19 века, и меня удивило, что это же типа грузинское кафе, где подают аутентичную грузинскую еду, его называют, типа, кто-то говорил, что его держат грузинские хипстеры, но, по-моему, там принадлежит оно все-таки какому-то взрослому грузину, он периодически там есть, а администрируют его реально молодые люди, но на кухне такая короче крутая довольно взрослая грузинка тетя Нонна, которая периодически выходит с кухни и заявляет о том, что вот приготовила морковный пирог, если хотите прямо самый свежий, заказывайте сейчас. Ну, это, блин, круто. Это офигительно. Это невозможно не любить. А этот их администратор, молодой грузин, какой он лапочка, он всегда, он такой немножечко манерный, но он всегда кипе-то смешные перлы говорит, когда берет заказ, там типа, он может похвалить твою одежду, как-то так смешно сказав, что тебя сегодня вырубят и разденут. Ну, знаешь, он может как-то реально вот так очень смешно похвалить твою одежду и хочется, чтоб давай, сделай это. Короче, да, хорошее местечко. Ну, естественно музей истории ГУЛАГа мне очень нравится, потому что я люблю этот музей, не так часто там бываю, но каждую неделю думаю – надо сходить в музей истории ГУЛАГа, но не хожу. Парк «Акведук», я, правда, мало тусуюсь.

[А вот не бывало такого, что как бы например мне рассказывали, на Никитской есть кафе «Маяк», оно там в театре Маяковского в каком-то помещении находится, и оно было сборищем московской богемы, вот однажды туда не пустили Березовского, там в 1990-е все правильные люди ходили именно в это кафе, нету такого сейчас в Москве, места какого-то?]

Еврокафе на винзавод.

[А что там происходит.]

Ну, просто это какое-то место, где все собираются после вечера вернисажей и вообще все художники всегда ходят там на монтаже в Еврокафе. Но меня не очаровывает эстетика зашквара, потому что типа все идут туда за трэшем. Там, из-за того. что там нормальный поток людей, потому что он между вокзалом Курским и Винзаводом, и там нормальный поток людей, и они вот реально, я как бы отслеживаю, с годами они готовят всё лучше, у них всё более разнообразное меню, сейчас там можно заказать шавуху с очень приличным фалафелем. Но в целом туда идут именно за атмосферой трэша, кабака, ******* [плохого] дизайна, отвратительных пошлых картин, там рыбок и эта помесь короче художники, алкаши, бомжи, менты и все в одном месте. Вот и ну типа я понимаю, почему такое может нравиться. Но мне кажется, люди склонны к романтизированию ностальгии, типа это ностальгия на самом деле. И в целом так ок, но есть еще какие-то пара заведений тоже легендарных, в которых я не была, потому что у меня, ну, типа, не так видимо много друзей здесь, с которыми тусоваться, чего-то мне так грустно стало от того, что я не тусуюсь с художниками. У меня хватает людей, с которыми у меня дружеские отношения, но у меня очень мало художников, с которыми я дружу в Москве. Вообще я хочу дружить, я просто не знаю, как это сделать, типа, можешь написать в интервью, что я хочу дружить с художниками в Москве [смеется]. Я знаю, что есть легендарная чебуречная, где тоже проводят что-то.

[А где она?]

Это надо залазить в фейсбук и смотреть.

[Она на Бульварном кольце?]

Возможно, возможно.

[Не у памятника Крупской?]

Я знаю. что там проводят студии набросков и иногда делают выставки, вот но я там не была, потому что не была и не была. И какой-то есть еще супер легендарный китайский рестик, недалеко от там раньше была галерея «Фрагмент», но сейчас она переехала, мне кажется там памятник Церетели грузинский, мне кажется, это в том Грузинском районе.

[А это какой тот грузинский район?]

Знаешь, памятник Церетели, где грузинские тексты вот так стелой?

[Нет, не знаю.]

Там недалеко музей-резиденция Церетели, там какие-то грузинские названия улиц, там эта стела грузинская, это как будто бы в районе зоопарка.

[Ну, возможно, да.]

Вот и 100 лет назад, когда я еще не жила в Москве, я приезжала участвовала в выставке во «Фрагменте», и художники пошли автопатиться и они сказали, что это вообще очень известное кафе, это типа настоящее может даже не китайское, а корейское, а может быть даже и вьетнамское, они говорили, что оно супер легендарное, сюда все художники ходят, все художники знают, и там действительно очень аутентично. В общем, там Кулыгин, какие-то еще художники, которых я не знаю, они все там прямо заняли несколько столов, сидели бухали, жрали какую-то такую восточную еду, но это было слишком давно, и они просто, я как бы передаю их слова, что это такое знаковое место. Мне нужно наладить свою социальную жизнь [смеется]. Потому что ну типа много всяких мест, но там типа есть НИИДАР вообще.

[А что это?]

Ты не знаешь НИИДАР?

[Нет, не знаю.]

Боже мой, ты что это же типа просто Вавилон на Преображенской площади, где в субаренду сдается бывшее заводское помещение, комплекс, и там куча художников снимает мастерские, там же живут, там же проводят выставки, там репточки разные. Типа там миллион всего, но там есть вот этот, сдвинулось в какой-то момент в сторону искусства, там Овчаренко с каким-то своим художникам снимают мастерские, там Братков точно базируется. Короче, очень известное место, один раз там всего была, хотелось бы как-нибудь там поснимать мастерскую, пожить, но там сильно дороже, чем здесь.

Мастерская на Автомобильном проезде. Бывший Микояновский мясокомбинат. Мастерские (01:15:16-01:19:28)

[Кстати, да, еще надо наверное сказать, что это за место.]

О, обожаю, обожаю, обожаю. Не так давно здесь нахожусь, но просто уже вся преисполнена обожанием. Бывший Микояновский мясокомбинат, возле великолепного Калитниковского кладбища, просто среди кладбищ. Прекрасный район, где сходятся все пути сообщений – трамвай, электроваз, МЦК, МЦД, метро – всё здесь есть, всякие там объездные, короче всё.

[Кстати, тут следов от мясокомбината не осталось?]

Не, не, не, только субаренда, уж давно, больше 200 субарендторов, потому что здесь невероятно дёшево, Я снимаю за 10000 эту комнату, в НИИДАРе там, ну, не знаю, тысячи 24 бы стоило наверное мастерская такая, и это вроде как тоже недорого считается, ну. типа, дорого для меня.

[Но вот электрозавод, где тут тоже куча мастерских.]

Там тоже дорого, там везде всё.

[Безумно модное место.]

Да, фабрика, электрозавод и НИИДАР – это всё такие сквоты, где собственно можно снимать, можно и жить, да и здесь можно жить в теории, но не очень хочется, но я бы хотела пожить в НИИДАРе, потому что это вот реальный Вавилон, туда еще нет свободного какого-то прохода, как вот здесь, там только через ИП можно снимать, то есть все художники снимают через Овчаренко там. Но когда заходишь туда на территорию, это просто вот прямо чувствуется, что здесь вот это вот говно кипит (смеется), просто в каждом здании, потому что там везде эти, значит, хипстеры и всякие старые художники, и музыканты, и какие-то наркоманы в большом количестве. Там и йоги, ну, короче, всё в одном месте, очень прикольно. Территория такая большая просто более монументально. Было бы интересно, ну, посмотрим, в целом сейчас пока меня всё устраивает, я просто уже как будто бы готова к каким-то переменам, но я планирую их на следующий год. то есть я люблю свою эту Бабушкинскую, своих бабушек, своих котиков, у нас там очень много котов живёт во дворах, но я слишком далеко, и слишком в такой, знаешь, в каком-то комфорте пребываю, то, что меня это немного раздражает, потому что я привыкла к более каким-то, к какому-то трэшу, наверное, ну, в смысле, что я часто жила в мастерских. А сейчас я живу в очень приличной квартире, в приличном районе, с цивильными хорошими соседями, и у меня всё время вот этот синдром самозванца, что типа я живу не своей жизнью. Первая мастерская моя, в которой я сразу же начала жить, там даже ванны не было, то есть и душа.

[Она в Москве была?]

Нет, в Новосибирске. Там был один общий туалет ужасный. И у меня была раковина в мастерской, у которой не было, просто было ведро, и то есть надо было каждый день ходить и выливать ведро, но я была всем довольна. Мне всё очень нравилось – гниющий пол, трескающиеся стены. И сейчас, когда я вот уже там спустя какое-то время, я там активно продаюсь и мне хватает денег на жизнь, я не работаю, я просто занимаюсь своим искусством, и вот это всё для меня настолько в новинку, то есть иметь свою очень приличную отдельную квартиру, в которой я всегда могу принимать друзей, потому что она так спланирована, что всегда есть место, чтоб положить друзей. Когда приезжали ребята, вот на Винзаводе (ты не пришел), у меня жило 8 человек. Плюс я снимаю отдельную мастерскую и в целом типа сейчас как-то всё довольно неплохо, что как-то очень странно жду, когда всё ***** [плохо].

Районные знакомства (01:20:02-01:22:05)

У меня есть один товарищ на районе, ну, то есть я подружилась с семьей массажиста, на самом деле, но вообще у меня есть один товарищ. И вот смешная ситуация, что когда я начала, начались мастерские в «Гараже», я еще не переехала, но уже искала, я значит пользовалась активно тиндером, ходила на тиндер-свидания, я познакомилась с чуваком с этого района, его зовут Миша, и мы какое-то время там встречались, ну, потом просто остались друзьями, а потом вообще типа год вообще не общались, не виделись, ну, потому что типа бесконтекстное знакомство, оно часто так заканчивается. И спустя какое-то время там значит я чего-то опять решила чуть-чуть попользоваться тиндером, и познакомилась с чуваком по имени Никита, и с Никитой мы сразу перешли в фазу дружеского общения, практически в переписке вот сразу же мы стали просто типа товарищами, вот Никита мой единственный товарищ с моего района. Вот и оказалось, что они одноклассники, при том, что они настолько разные. Первый, короче, он такой типа околофутбольщик, весь в татуировках, вот отсюда досюда, весь в татуировках, злой как собака, короче, занимается  ММА (Mixed Martial Arts), тоже молодой, короче такой. А Никита он, значит, розовые волосы, худенький такой татарин, играет техно, короче... и весь такой совершенно другой, и они одноклассники, они друг друга терпеть не могут, и это так смешно, что я думаю, давайте мне список класса я про вас быстро [01:21:48 - нрзб.]. Единственные их два вот знакомства типа на районе - они оказались вот...